МААМ-картинки

Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду

Зульфия Мешкова
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду

«Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосыл-кой в решении коррекционных задач является создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.

Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду» размещена в разделах

Дети, страдающие нарушениями речи, имеют следующие особенности развития:

- нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- психомоторное развитие отстает от возрастной нормы (дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы);

- нарушение артикуляционной моторики (ограниченность, неточность или слабость движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти). Это приводит к дефектному произношению, об-щей невнятности и смазанности речи.

- нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в не-достаточном развитии восприятия, внимания и памяти. У детей с ОНР нару-шены процессы возбуждения и торможения (замедленное включение в дея-тельность, недостаточная заинтересованность);

- недостаточное личностное развитие ребенка (самосознание, само-оценка, взаимоотношения с окружающими людьми, мотивация, волевые процессы).

- слабо развито дыхание: недостаточный вдох и выдох, выдыхаемый воздух распределяется неравномерно. Зачастую дети дышат прерывисто от-того, что они не умеют управлять своим дыханием.

Успешное преодоление ОНР у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специали-стов ДОО на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными дейст-виями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефекта-ми речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые лого-педом и музыкальным руководителем, являющие собой систему, включаю-щую движение, музыку и речь. В данном случае кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии как неречевых так и рече-вых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

В ходе проведения таких занятий развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает ребенку осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, активизируют их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, по-могают адаптироваться к условиям внешней среды.

Интегрированные коррекционные музыкально-логопедические занятия, устраняют нарушенные речевые функции ребенка и развивают его функцио-нальные системы: голосовую функцию, артикуляционный аппарат, дыхание, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляет-ся по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

При осуществлении своей работы логопед и музыкальный руководи-тель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения;

• индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне кол-лективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на ло-гопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность каждого дошкольника.

Музыкальный руководитель и логопед должны предъявлять единые требования при проведении совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные ди-намические стереотипы.

3. Принцип всестороннего воздействия

4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и вне-дряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и му-зыкальных заданий.

Задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда

при проведении коррекционно-образовательной работы :

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

- Укреплять костно-мышечный аппарат.

- Развивать дыхание.

- Развивать координацию движений и моторные функции.

- Формировать правиль-ную осанку. - Обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музы-ке, движениях ритмическую вырази-тельность.

- Формировать способность воспри-ятия музыкальных образов.

- Совершенствовать личностные ка-чества, чувство коллективизма. - Развивать речевое ды-хание.

- Развивать артикуля-ционный аппарат.

- Формировать просо-дические компоненты речи.

- Развивать фонемати-ческое восприятие.

- Развивать грамматиче-ский строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед :

• постановка диафрагмально-речевого дыхания;

• укрепление мышечного аппарата речевых органов средст-вами логопедического массажа;

• формирование артикуляторной базы для исправления не-правильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и диффе-ренциация;

• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

• обучение умению связно выражать свои мысли;

• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

• развитие психологической базы речи;

• совершенствование мелкой моторики;

развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель :

Развитие и формирование:

• слухового внимания и слуховой памяти;

• оптико-пространственных представлений;

• зрительной ориентировки на собеседника;

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

• правильного речевого и певческого дыхания, изменение си-лы и высоты голоса в зависимости от контекста;

• темпа и ритма дыхания и речи;

• орального праксиса;

• просодики;

• фонематического слуха.

• обогащение музыкальных впечатлений детей при знаком-стве с разнообразными музыкальными произведениями;

• развитие навыков в области слушания музыки, пения, му-зыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных ин-струментах.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.

• План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда на учебный год.

• Журнал взаимодействия.

• Совместный подбор методической литературы, пособий и репер-туара.

• Участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематиче-ских развлечений, праздников, открытых занятий в ДОО.

• Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.

• Выступление музыкального руководителя на педагогических со-ветах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики речевых нарушений у воспитанников.

• Использование на музыкальных занятиях : логопедических распе-вок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчи-ковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, не-былиц, считалок, скороговорок, музыкально-дидактических игр со сло-вом, потешек, частушек, загадок, стихов, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические

задачи Логопед Музыкальный

руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры. Игра на детских музы-кальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определен-ных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительно-сти в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музы-кальных духовых инст-рументов. Распевки. Уп-ражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на раз-витие гибкости мягкого неба Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характер-ных ролей.

Развитие фонема-тического слуха Чтение стихотворений с выделением фо-нем. Различение фонем, близких по спосо-бу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формиро-вание контроля за речью через акустиче-ский контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуаль-ное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуля-ции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение пе-сен. Пение песен со зву-коподражанием

Развитие граммати-ческого строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма Разучивание текстов пе-сен. Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря му-зыкальной терминало-гоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалоги-ческой речи Формирование навыков составления диа-лога Драматизация.

Кукольный театр и кук-лы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие моноло-гической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологи-ческой речью. Разучивание текстов пе-сен

Развитие коммуни-кативных навыков Психологические этюды и коммуникатив-ные игры Участие детей в музы-кальных представлениях.

Список литературы:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопро-вождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых на-выков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.

3. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

5. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

6. Дурова Н. В. Фонематика – М., 2002.

7. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и лого-педическая ритмика в ДОУ – М., 2006.

8. Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.

9. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки – СПб., 2005.

10. Лукина Л. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.

11. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

12. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

13. Воронова А. Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

14. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.

15. Рычкова Н. А Логопедическая ритмика – М., 2000.

16. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.

17. Гудимов В. П., Лусинян А. А., Ананьева О. П. Поющая азбука – М., 1998.

18. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Методическая копилка

Речедвигательные игры.

1. «Листья».

«Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на носочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят». (Поднимаются, кружатся)

2. «Снегири». Н. Нищева

«Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам.)

В красных майках снегири. (4 наклона головы в стороны.)

Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –

Греются на солнышке. частое потряхивание руками. На

второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую

Улететь хотят. строку.)

- Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по залу,

За метелью! За метелью!» взмахивая руками как крыльями.)

3. «Маме надо отдыхать».

Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:

«Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу».

Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «ма-мочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к мамочке ведут» -

Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.

С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

4. «Клен». С. Коган

«За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка

на носочках, руки на поясе.)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх, наклоны туловища в

стороны.)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены

Клен тугие кулачки. вниз; медленно разжимают кулачки.)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка.)

И, едва растает снег, (Наклоны.)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу,

Клен протянет раньше всех». протягивают друг другу правые руки

- рукопожатие.)

5. «На лужайке». А. Прокофьев

«На зеленой на лужайке (Дети стоят лицом в круг, изображают

Заиграла балалайка. игру на балалайке.)

Заиграла дудочка, (Изображают игру на дудочке.)

Дудочке-погудочке.

В сарафане красненьком (Пляшут.)

Заплясала Настенька».

6. «Дождик».

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! - (Дети стоят лицом в круг, ритмичные

Он пускает пузыри. Приседания.)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивание кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивание

кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивание

Сушит перышки скорей. скорей.)

7. «Медведь». И. Токмакова

Как на горке – снег, снег, (Дети стоят кружком, в центре которого

«спит медведь»; руки постепенно

поднимаются вверх.)

И под горкой - снег, снег, (Приседают, опускают руки.)

И на елке – снег, снег, (Опять встают, поднимают руки.)

И под елкой – снег, снег. (Приседают, опускают руки.)

А под снегом спит медведь. (Идут на носочках по кругу. На последние

Тише, тише… Не шуметь! слова медведь просыпается и ловит детей.)

8. «С Ноым годом». Е. Трутнева

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, клаеяются.)

Он из леса мимоходом (Идут по кругу, изображают, как несут

Елку нам уже принес. елку на плече.)

На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг. Поднимают руки.)

Загорелась, как всегда, (Опускают руки.)

Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки.)

Пятикрылая звезда. (Опускают руки.)

9. «Аты-баты, шли солдаты»,

Аты-баты, (Дети маршируют.)

Шли солдаты. (Прикладывают правую руку к голове

- отдают честь.)

Аты-быты, (Маршируют.)

На базар, (Левой рукой указывают в сторону базара.)

Аты-баты, (Маршируют.)

Что купили? (Разводят руки в стороны – «ручками

спросить».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Самовар. (Расставляют ноги, слегка приседают, руки

упирают в бедра, локти в стороны –

«самовар».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Сколько стоит? (Правую руку ставят на пояс, левую

выставляют вперед – вопрос.)

Аты-баты, (Маршируют.)

Сто рублей. (Поднимают руки, пальцы растопыривают

-много денег».)

Аты-баты, (Маршируют.)

Заходите, (Слегка повернувшись назад, выставляют

руки перед собой – пригласительный жест.)

Выпьем чаю (Раскрытую ладонь левой руки держат перед

собой – «блюдце».)

Поскорей! (Соединяют большой и указательный пальцы

правой руки – над «блюдцем» держат

«чашечку».)

10. «Баба сеяла горох» - канон.

Дети стоят по кругу. На слова потешки:

«Эх, ох, эх, ох,

Баба сеяла горох,

Прыг, скок, прыг, скок,

Обвалился потолок» -

поочередно выполняют прыжки и «пружинку» все вместе. Затем дети про-говаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кру-гу.

Например: первый прыгает, второй выполняет «пружинку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т. д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

1. «Грабли». В. В. Цвынтарный

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

2. «Снежок». Н. Нищева

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг; сжимают ладони очень гладкий вместе; поглаживают ладони.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим. (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)

Два – поймаем. (Поймать воображаемый снежок.)

Три – уроним (Уронить «снежок» взгляд вниз.)

И … сломаем. (Топнуть.)

3. «Бабушка». В. В. Цвынтарный

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

4. «Скворечник». В. В. Цвынтарный

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как ло-дочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)

5. «Дерево». В. В. Цвынтарный

У дерева ствол,

на стволе много веток,

А листья на ветках

зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в сторо-ны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.).

6. «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого.)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Ритмичные хлопки в ладоши.)

7. «На елке». В. Волина

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали и резвились. (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз («Шагают» средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами правой руки по левой ладошке.)

Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы: (Ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.)

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

8. «Колокольчик». В. В. Цвынтарный

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы переплетены, как корзиноч-ка, а средний палец правой руки опущен вниз).

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для сотрудников ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя» Сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и важно! От взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду
Опубликовано: 15 марта 2021 в 22:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД