Наталья Гречухина
Экологический проект «Вырастим семена» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для дошкольников «Вырастим семена».
Актуальность проблемы: Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови на своем огороде.
Публикация «Экологический проект „Вырастим семена“ для дошкольников» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Идея проекта : вырастить семена своими руками.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.
Сроки реализации проекта : март – сентябрь
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи:
1. Образовательные:
• Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови.
• Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
• Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
• Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.
2. Развивающие:
• Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
• Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.
3. Воспитательные:
• Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.
• Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
• Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
• Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
• Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
-Выставка детских работ.
-Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.
Название итогового мероприятия: выставка работ из овощей «Дары осени» Продукты проекта : для детей – семена, рисунки, аппликация, поделки, ведение календаря. для воспитателей — презентация, оформление стендов.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.
Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).
Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена.
Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.
Педагогические принципы:
• Системность
• Наглядность
• Доступность
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Описание проекта «Вырастим семена».
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей, ( подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде).
Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности.
Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
Слушание музыки; песен по теме проекта.
Чтение произведений художественной литературы по теме.
Подготовка материала для изобразительной деятельности.
Реализация проекта :
Познавательная, социально – коммуникативная области:
1. Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.
2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей?»
Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.
Художественно – эстетическая область
3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.
Программное содержание: Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;
Материал: альбомные листы, акварельные краски.
4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Программное содержание: Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.
Способствовать развитию художественного вкуса.
Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага
5. НОД Лепка «Корзина с овощами»
Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.
Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки
Рассматривание репродукции картин.
«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог); Программное содержание: Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы – чтение стихотворений Ю. Тувим «Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»;
И. Токмакова «Про растения», О. Емельянова «Что растёт на огороде».
Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»
Чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»
Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,
Отгадывание загадок об овощах.
Составление описательных рассказов об овощах.
Деятельность детей
Подготовка моркови к посадке.
Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.
Сбор семян.
Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови.
Ведение календаря фиксации развития и роста растений.
– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде» – аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,
– лепка «Корзина с овощами»
– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Наш огород».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода 3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления 4. Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду». «Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи». 5. Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».
Завершающий этап
• Сбор семян
• Выставка детских работ
• Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»
Формы работы Тема, цель, содержание Участники Сроки проведения Практический результат
Труд детей Подготовка морковки к посадке. Каждодневный уход: полив, рыхление. Организовать деятельность детей, направленную на развитие умения наблюдать изменения в процессе роста.
Создавать условия для фиксации наблюдений в календаре. Воспитатель, дети В течении всего проекта.
В течении всего проекта. Дети научились сажать плоды моркови. Наблюдали за влиянием влаги, света, тепла.
Дети оформляют календарь развития и роста моркови.
Беседа «Наш огород». Способствовать развитию представления детей об овощах, семенах, которые можно выращивать в своем огороде. Воспитатель, дети Март Из беседы дети получили знания о разных способах получения семян.
Беседа «Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?», «Если бы не было овощей?». Способствовать развитию представления знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей. Воспитатель, дети Апрель- май Из беседы дети получили знания о многообразии овощей; их пользе для нашего организма.
Рассказы, стихотворения, сказки. Чтение стихотворений Ю. Тувим «Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»;
И. Токмакова «Про растения», О. Емельянова «Что растёт на огороде».
Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения» Чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»
Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых», Отгадывание загадок об овощах.
Составление описательных рассказов об овощах.
Воспитатель, дети Июнь- август Дети учились оценивать поступки героев, ценить труд людей. Получали знания о том, что можно приготовить из овощей. Получали знания о различных видах и формах овощей.
Беседа с родителями 1. Беседа с родителями «Наш огород».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода 3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления 4. Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду». «Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи». 5. Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».
Воспитатель, родители, дети В течении всего проекта Родители получили знания о том, как научить детей употреблять овощи.
Родители узнали о том, какую познавательно-исследовательскую деятельность можно проводить дома с детьми.
Непосредственная образовательная деятельность – рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде» – аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,
– лепка «Корзина с овощами»
– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»
Воспитатель, дети В течении всего проекта Дети получили знания о многообразии овощей, составили альбом «Овощи».
Дети научились передавать форму и характерные особенности овощей при лепки с натуры.
Дети познакомились с приемами вырезания овощей и фруктов.
Научились через рисунок передавать свои впечатления об увиденном.
Выводы: Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени».
Заключение
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта.