Лучший педагог года

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (продолжение)

Телешева Анна
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (продолжение)

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (продолжение)

81. "Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если

постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает

увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится

предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя

режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Публикация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (продолжение)» размещена в разделах

82. Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в

тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в

кастрюлю с горячей водой (на водяную баню, но не прямо на дно, а на какой-нибудь

деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана

листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев

выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям

"питаться" солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени

или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

83. Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут

одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха

не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое

поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

84. Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру

шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения?

Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что

он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а

он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть

ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем

объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а

мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и

подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду

прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает.

Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки,

которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а

значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

85. Понятие об электрических зарядах.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о

свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в

комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В

результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение

электрических разрядов.

86. Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень

узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем

поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и

отрицательные электрические заряды.

87. Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец

палочки заострите, а вверхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не

пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок

подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не

остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

88. Секретное письмо.

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком,

лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над

прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно

будет прочитать.

89. Потомки Шерлока Холмса, или по следам Шерлока Холмса.

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и

прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной

смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому

был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется

явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных

желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами

смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток

видимым.

90. Вдвоем веселее.

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в

левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку

девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами.

Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро

крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие

рядом.

91. Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком

себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к

белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша.

Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это

прилетал Карлсон?

92. Необычное рисование.

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой,

светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а

также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения

ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как

непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную

композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и

раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните

использованные "краски", натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку.

Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

93. Эксперимент "Песчаный конус"

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все

большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в

одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение.

Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о

том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

94. Эксперимент "Свойства мокрого песка"

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую

нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно

сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки

исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок

добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как

камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

95. Эксперимент "Волшебный материал"

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить

прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении

формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства

песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

96. Эксперимент "Где вода?"

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие,

сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды

(воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что

произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на

поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают

воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не

пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде

посыпают песком (для впитывания воды).

97. Эксперимент "Ветер"

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Дети рассматривают заготовленную "песочницу" (банку с насыпанным тонким слоем

песка). Вместе со взрослым создают ураган - резко с силой сжимают банку и

выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают

друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной

струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно

было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

98. Эксперимент "Своды и тоннели"

Предложить детям вставит карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать

ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и

видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в

вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод:

песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые,

попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

99. Эксперимент "Песочные часы"

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок.

Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в

ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка.

Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок.

Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

100. Эксперименты с другими предметами неживой природы:

1. Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить.

2. Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в

морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и

превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лё д: кто держал его в

рукавичках или голых руках. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром,

подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.

3. В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. В одном стакане

растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба

стакана яйца. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли,

кристалликов марганца.

4. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Опустить

пустую бутылочку в таз с водой - из бутылочки выходят пузырьки. Поставить

пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко

воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.

5. Пропустить воду через песок и глину. Рассмотреть, взвесить, определить рукой

температуру предметов из различных металлов.

6. Измерить температуру горячей и холодной воды. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть

пламя. Что осталось в результате горения.

7. "Радужная плёнка". Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали

прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля

лака не упадёт в воду. Наблюдать за поверхностью воды.

12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где

находиться север, юг, восток, запад.

101. Игра-забава «Песчаный пейнтбол»

Создать игровое поле и катать по нему теннисные мячики. Сделать высокий холм из

влажного песка на боковых сторонах, выкопать канавки-лабиринты, тоннели в разных

направлениях.

Запускать шарики сверху.

102. Опыт «Как из солёной воды добыть питьевую воду»

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого

пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы

он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку,

завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в

углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в

стаканчике накопится несолёная чистая вода.

Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой

стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

103. Игра-забава «Кладоискатели»

Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита,

просеивая песок, отыскиваются «сокровища».

104. Рисунки

Сначала рисуем пальчиком или палочкой, а затем выкладываем камушками,

ракушками, пуговицами, создавая сюжет.

105. Опыт «Угол покоя»

Пластиковый стакан (ведро) наполнить сухим песком и медленно высыпать на землю.

Ребёнок заинтересован тем, что сколько бы раз он не проделывал этот опыт, высота

кучки песка будет одинакова (при условии, что сыпать каждый раз он будет

на новое место).Эксперимент : может быть сыпать медленнее и аккуратнее, тогда

горка получится выше? Нет, это физическое явление называется «угол покоя». Когда

песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не

задерживаются на вершине, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол

покоя» свой, значит, высота горки тоже своя.

106. «Песчаный сад, парк, город»

Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие палки,

цветы, камушки. Создать настоящую композицию города, парка, сада.

107. Эксперимент «Тонет - не тонет»

Предложить детям проверить: какие из окружающих их предметов тонут в воде, а

какие остаются на поверхности. Для эксперимента подойдут ложка, пробка,

кусочек пластилина, детали от «LEGO» и т. п. Следует поочерёдно опускать предметы

в ёмкость с водой и наблюдать за происходящим. Можно усложнить задание,

соединив тонущие и не тонущие предметы вместе, последить за происходящим.

109. Эксперимент «Айсберг»

Наполните водой шарик и положите его в морозилку. Когда вода замёрзнет, шарик

разрезать, а ледяную глыбу опустить в емкость с водой. Понаблюдать: небольшая

часть льда находится над водой, а остальная - под водой. Это мини айсберг.

110. Эксперимент «Подводная лодка из яйца»

В одном стакане солёная, в другом - пресная. В солёной воде яйцо всплывает, а в

пресной тонет. Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает

не только вода, но и растворённые в ней частички соли. Рассказать детям про

мёртвое море, которое очень-очень солёное, настолько, что люди в нём не тонут, а

лежат на воде как на диване.

111. Эксперимент «Цветы лотоса»

Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду,

цветы распускаются. Вывод: бумага, намокая, становится тяжелее, Поэтому лепестки

распускаются.

112. «Чудесные спички»

Надломить спички посередине и капнуть несколько капель воды на сгибы,

постепенно спички расправятся.

Вывод: волокна дерева впитывают влагу и не могут сильно сгибаться, начинают

расправляться.

113. «Подводная лодка из винограда»

В стакан с газированной водой кинуть виноградинку, она опустится на дно. Через

некоторое время на неё садятся пузырьки газа, и она всплывает. Вывод: пока вода не

выдохнется, виноградинка будет тонуть и всплывать.

114. «Можно ли склеить бумагу водой»

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую.

Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть - безуспешно. Вывод:

вода обладает склеивающим эффектом.

115. «Бывает ли воздуху холодно»

Воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставить открытую пластиковую бутылку

в холодильник. Когда охладится, надеть на горлышко бутылки шарик и поставить

бутылку в миску с горячей водой. Шарик станет надуваться.

Вывод: воздух при нагревании расширяется. Опять поставить бутылку в холодильник

- шарик сдуется, так как при охлаждении воздух сжимается.

116. «Свойства насеянного песка»

Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите на песок

без давления на предмет заострённый карандаш или палочку. Потом поместить

тяжёлый предмет (ключ, монету в 5 рублей). Обратить внимание на глубину

следа, оставшегося на песке. После этого посыпать не просеянный песок на эту

поверхность и повторить аналогичные действия.

Вывод: насеянный песок плотнее, этим свойством пользуются строители, в

набросанный песок предмет погружается глубже, чем в насеянный.

119. «Конкурс рисунков на песке»

Правило игры: рисовать чем угодно, но нельзя пользоваться руками.

120. «Закорючка»

Пальцем или веточкой рисуется закорючка. Другой ребёнок продолжает дорисовывать

её так, чтобы получилось что-то осмысленное. Другой вариант: рисуется много

закорючек, а дети соединяют их, после чего получается общая картина.

121. Опыт с песком через лупу

Рассматривается через лупу сухой и мокрый пески. Видим, что сухой песок виден

через лупу песчинками разного цвета и формы, а мокрый липнет.

Вывод: мокрый песок потому и липнет, что песчинки соединяются.

122. «Чем пахнет вода»

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы.

Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

123. «Делаем облако»

Налить в банку горячей воды, затем наблюдать. На противень кладем кубики льда и

ставим на банку. Воздух внутри банки охлаждается и поднимается вверх.

Вывод: водяной пар концентрируется, образуя облако.

124. Испаряется ли вода?

Наливаем в тарелку воды и оставляем на несколько дней. Вода испарится.

125. «Волшебный снежок»

В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся

кристаллики соли как снежок.

126. Опыт «Уровень»

Познакомить детей с уровнем, что такое и для чего его строители используют.

Научить делать уровень самостоятельно и применять его. Взять прозрачную трубку и

воду.

127. Игра «Водовозы»

Правило: быстрее довезти воду не разлив. Побеждает тот, кто пришёл к финишу

первым и донёс больше воды. Можно носить воду на четвереньках в пластиковых

мисках на спине

128. «Куда делись чернила»

В стакан с водой капнуть чернила, туда же таблетку активированного угля. Вода

посветлеет. ВЫВОД: уголь впитывает своей поверхностью частички красителей.

129. «Капля-шар»

Берём муку и, брызгая из пульверизатора, получаем шарики-капельки.

Публикации по теме:

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь»Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.

Фотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детейФотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детей В начале осени в наш детский сад "Кораблик" приехали сотрудники научной лаборатории с программой " Невероятное научное шоу". Научное Шоу-это.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Летние опыты и эксперименты с пескомЛетние опыты и эксперименты с песком Летние опыты и эксперименты с песком Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках мы организовывали различные опыты и эксперименты,.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Фотоотчет «Опыты и эксперименты»Фотоотчет «Опыты и эксперименты» В нашем нескучном саду в подготовительной группе проведение опытов и экспериментов стало нормой жизни, это не как развлечения, а как путь.

Опыты и эксперименты с водойОпыты и эксперименты с водой Хочу поделиться опытом экспериментальной деятельности. Вот уже третий год я вместе с детьми провожу занимательные опыты и эксперименты.

Опыты и эксперименты с воздухомОпыты и эксперименты с воздухом Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить свой рассказ об экспериментальной деятельности в нашей группе. Сегодня я хочу рассказать.

Опыты-эксперименты к всемирному Дню ветраОпыты-эксперименты к всемирному Дню ветра 15 июня – Всемирный день ветра. Этот праздник отмечается с 2007 года. Цель этого праздника – привлечь внимание широкой общественности.

Видеоотчет «Занимательные физические опыты в нашей лаборатории» Доброго времени суток, уважаемые педагоги! Хочу поделиться новостями из нашей лаборатории "Хочу все знать". До конца учебного года, а значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (продолжение)
Опубликовано: 4 сентября 2020 в 02:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД