Папки-передвижки

Занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна. Чудесные превращения» в старшей группе

Наталья Суслова
Занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна. Чудесные превращения» в старшей группе

Цель. Систематизировать представления детей о времени года — весна.

Задачи. Уточнить представления детей о значении солнца в пробуждении природы веной;

учить детей образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце;

учить устанавливать причинно-следственные связи (последовательность пробуждения природы весной);

учить составлять описательно-повествовательный рассказ по мнемо-таблице о весне;

составлять сложные предложения;

учить образовывать ласкательные слова;

в ходе экспериментальной деятельности учить выдвигать гипотезу и делать выводы.

Публикация «Занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности „Весна, Чудесные превращения“ в старшей группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: конверт с письмом, карточки: лампочка, костер и солнце; шапочки -деревья, скворец; мнемотаблица, обруч с желтыми лентами, эмблемки – солнышко, аудиозапись «Звуки природы».

Предварительная работа: чтение сказки Пономаренко Елены "Разговор деревьев"; отгадывание загадок о весне; беседа «Растения весной»; экскурсия, наблюдения в природе.

Ход образовательной деятельности

На доске мнемо-таблица и сюжетная картинка по теме «Весна в природе».

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Объявление темы и цели занятия.

1). Загадка.

- Какая птица к нам прилетела в гости, узнаете, отгадав загадку.

В оперении блестящем чёрном

Из дальних стран летит певец

И песней звонкою задорно

Весну приветствует… (скворец)

Скворец. Я — скворец - молодой весны гонец! Принёс вам письмо от Весны!

(Воспитатель читает письмо. )

1). Сказка от Весны.

- Ребята, на конверте написано «Сказка».

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца-Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «У меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

- Сегодня на занятии мы с вами и узнаем, какое чудо Весне помогает и что происходит в природе весной. Для этого Весна нам прислала несколько заданий. Готовы их выполнить?

II. Основная часть.

1. Работа с предметными картинками. (на доске)

- Перед вами рисунки. Что на них изображено? (лампочка, костёр и солнце)

- Как вы думаете, что поможет Весне справиться с холодом? (солнце)

2. Словесная игра «Подбор слов-признаков».

- Солнце какое? (яркое, тёплое, горячее, золотое, лучистое, доброе)

3. Словесная игра «Сравни и назови» (с игрушкой Солнце).

(дети встали в круг)

- С чем же можно сравнить солнышко? Я начну предложение, а вы его закончите и передавайте солнышко следующему.

Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок, лимон.

Солнце круглое, как …мячик, колесо, блинчик, апельсин, колобок.

Солнце ласковое, как …мама, котёнок, бабушка, тёплый ветерок.

Солнце жаркое, как … огонь, костёр.

Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, звезда.

Физкультминутка «Солнышко».

-Предлагаю показать, как солнышко помогает Весне.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)

Побежал в сад ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (приседают)

И цветочки подрастают (руки вверх).

4. Составление предложений и связного рассказа по мнемо-таблице.

- Посмотрите на картинки. Как солнце помогло Весне?

(Солнце светит ярко. Начал таять снег и появились проталины. Потекли ручьи. Звенит капель. С юга возвращаются перелётные птицы. На проталинах начинает зеленеть травка, распускаются первые цветы. На ветках деревьях набухли почки и появились листики.)

- Кто желает составить рассказ по таблице?

5. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

- Вы сказали, что на проталинах появились первые цветы. А как они называются? (подснежники или первоцветы)

- Пальчиками изобразим цветы.

Вырос весенний цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу)

Утром весенним раскрыл лепестки. (медленно разжимаем пальцы из кулачков, развести пальчики и слегка округлить их)

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

6. Дыхательная гимнастика.

- Давайте понюхаем, как пахнут  цветы. (Глубокий вдох – носом, на выдох произносят  «Ах, как чудно пахнет цветок». 2-3 раза.)

7. Драматизация «Разговор деревьев» (по Е. Пономаренко).

- Весна нарядила деревья и кустарники в зеленый наряд. Пришло время распускаться цветам, но цветам не полевым, не луговым, а цветам на деревьях. Первыми выбросила пушистые цветы, очень похожие на маленькие серенькие комочки, верба.

Верба. Я распустилась раньше всех. Я самая первая встречаю весну, жду солнечных, тёплых лучей.

Берёза. А какие у меня красивые серёжки! Они, как косы спускаются, только нужно приглядеться!

Клён. Посмотрите на мои цветы-хохолки, кисточки желтовато-зелёного цвета. Скоро кисточки опадут и вы увидите крылатки - мои семена. Почему крылатки, потому что они похожи на два крылышка, поэтому я так и дружу с ветром. Он приподнимает их, играет, опускает и я кружусь, словно в танце.

Экспериментальная деятельность.

- Ребята, предлагаю поиграть в ветерок. Каждый из вас возьмите фасоль и крылатку. Как вы думаете, что произойдёт с фасолью, если её подбросить? (она упадёт)

- А что произойдёт с крылаткой? (она закружится)

- Проверим? Проведём эксперимент. (дети подбрасывают фасоль

и крылатку).

- Почему крылатка кружится? (у неё есть приспособление — крылышко, как у птички)

- Как вы думаете: зачем семечку такое приспособление? (чтобы семена могли распространиться, разлететься в разные стороны и потом из них прорастут новые деревья)

- Продолжим слушать разговор между деревьями.

Сирень. А я буду ждать своих цветов. У меня, друзья, почки делятся на листовые, из которых первыми появятся листочки, и цветовые, из которых появятся цветы - душистые, белые-белые.

Тополь. Как это так может быть? Странно даже, а у меня нет цветов. Есть длинные серёжки тёмно-красного цвета, но они похожи на гусениц.

Верба. Ой, сосед, не надо сравнивать свои цветы с мерзкими гусеницами. Спасибо скворцам да синицам: они настоящие доктора, лечат нас от жуков-долгоносиков, да от гусениц, не дают им поедать наш зелёный наряд.

- На ветке берёзы благодарно тинькнула синица, принимаясь за работу: "Тинь-тинь, тинь-тинь". 

Старая акация росла ввысь не один год и теперь ждала, когда же распустятся ее душистые белые кисточки, привлекающие внимание жуков, бабочек, пчёл, шмелей.

Акация. Стара я стала, друзья, посмотрите, как за зиму растрескалась моя кора, сколько старых, больных веток.

Тополь. Не волнуйся, старушка. Люди скоро вылечат тебя: замажут раны белой известью.

Липа. Ко мне сегодня прилетали с пасеки пчёлы, но рано ещё, рано - я только цвет набираю.

Сосна. Как сильно пахнут твои цветы.

Липа. И мёд, который пасечник будет качать весной, так и будет называться – липовый.

Сосна. Тише, тише, друзья, что-то мы с вами разговорились и забыли, что своим разговором нарушаем утреннюю тишину и покой. С солнечными лучами проснётся пчела и шмель, птица и человек. Всем хватит работы. А вы все улыбнитесь друг другу и тогда и мир будет вокруг вас солнечным и добрым.  

8. Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы

ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

9. Упражнение на релаксацию «Нарисуем, то о чём говорили». (Музыка на релаксацию.)

(Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего рисуют капель, солнышко, ручьи, цветы и т. д.)

- Так в чём же главная причина того, что за  зимой обязательно приходит весна (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.)

III. Итог.

(Дети садятся на ковёр.)

- Ребята, вы любите весну?

- Сейчас каждый будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

(Дети произносят по предложению и вытягивают ленты.)

Я люблю весну за … весёлую звонкую капель.

Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.

Я люблю весну за … звонкое пение птиц.

Я люблю весну за … цветение садов.

Я люблю весну за …яркое солнце.

- Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце).

- А вы его добрые умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.

Публикации по теме:

Конспект по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Государыня соль» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Чудесные превращения неряхи Конспект развлечения для старшей группы и родителейЧудесные превращения неряхи Конспект развлечения для старшей группы и родителей ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ НЕРЯХИ Конспект развлечения для детей старшей группы и родителей Воспитатель высшей категории Аверьянова Елена Владимировна.

Интегрированное занятие по развитию речи «Весна» в старшей группе Цель: развивать речь детей. Задачи: Обучающие: 1. Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Дикие животные» в старшей логопедической группеКонспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Дикие животные» в старшей логопедической группе Составила и провела воспитатель МБДОУ №54 «Колобок» г. Пскова Семёнова Светлана Анатольевна Цель: расширять и углублять знания детей о.

Конспект занятия «Чудесные превращения кляксы» по изобразительной деятельности в старшей группе Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе Тема. Чудесные превращения кляксы Цель. Учить свободно экспериментировать.

Конспект занятия «Чудесные превращения кляксы» по изобразительной деятельности в старшей группе Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе Тема. Чудесные превращения кляксы Цель. Учить свободно экспериментировать.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Чудесные превращения пластилинового столбика» Конспект занятия по лепке в младшей группе Тема: «Чудесные превращения пластилинового столбика». Цель: продолжать вызывать у детей интерес.

Конспект занятия по развитию речи и экспериментальной деятельности в средней группе «Бычок, смоляной бочок» .

ННОД по опытно-экспериментальной деятельности «Превращения воды» .

Занятие по обучению грамоте с элементами экспериментальной деятельности «Поможем Золушке отправиться на бал» Занятие по обучению грамоте, с элементами экспериментальной деятельности. «Поможем Золушке отправиться на бал» Образовательные: -- упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна. Чудесные превращения» в старшей группе
Опубликовано: 12 мая 2019 в 18:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД