Нина Савина
«Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевых навыков детей посредством применения
дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
1 неделя
Дидактическая игра «Большие и маленькие»
Цель социально-коммуникативного развития: рассказать об этапах возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, зрелый, пожилой человек. Обратить внимание на проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, прическа, обувь).
Публикация «„Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель речевого развития : сформировать умение читать стихи, пользуясь средствами интонационной выразительности (темпом, ритмом речи и т. д.)
Вариант игры: предварительно дети «разукрашивают» подушечки своих пальчиков (левой руки) : рисуют физиономию мамы - на указательном, папы - на среднем и т. д. Рисовать нужно краской; по окончании игры руки тщательно вымыть.
Ход:
Педагог: Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте и согните пальчики. Теперь они стали маленькие-маленькие. А теперь коснитесь подушечками пальцев верхней стороны ладони.
Были маленькие мы, Пальцы сгибают, прижимают к ладони.
Стали вдруг большиеРасправляют пальцы, растопыривают.
Шалунишки, шалуны,Движение «фонарики».
А дружные какие!
Дидактическая игра «Дровосек»
Цель социально-коммуникативного развития: помочь детям осознать свои умения. (Умею правильно дышать и пр.) Выработать представления о некоторых особенностях своего организма. (Уменя есть легкие, они дышат, о назначении органов (нос -чтобы дышать, рот -помогает говорить, легкие помогают произносить гласные звуки). Рассказать о необходимости укрепления здоровья, оздоровительных упражнений. (Надо учиться правильно дышать.)
Цель речевого развития : познакомить с ударением: ударный гласный звук в слове ([у]). Развить правильное речевое дыхание.
Ход:
Дети выполняют образец, данный педагогом (речь с движением).
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением «ух-х-х» (5-6 раз).
2 неделя
Дидактическая игра «Лягушки»
Цель социально-коммуникативного развития: привить стремление к самостоятельным действиям, научить преодолевать трудности и не спешить, сразу же обращаться за помощью к старшим.
Цель речевого развития : развить навыки в составлении предложений, из которых первое начинается словом сначала, а второе - словами,а потом.
Ход:
Проводится эстафета. Выбираются две команды. 5-10 ребят выстраиваются в затылок друг другу, приседают и поддерживают руками друг друга. По команде начинаются гонки. Вставать нельзя, надо подпрыгивать и поддерживать товарищей, чтобы никто не упал, продвигаясь вперед. Если кто-то упадет - необходимо ему помочь встать и продолжать гонки. Дистанция – 5-10 метров.
Дидактическая игра «Моя маленькая лодочка»
Цель социально-коммуникативного развития:выработать стремление к согласованным действиям. Научить правилам культуры общения, поиску друзей. Помочь детям в рассказе о том, чему научился (плавать, кататься на карусели и т. п.).
Цель речевого развития : способствовать развитию координации сложных движений. Научить детей согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся, составлять с проработанными словосочетаниями предложения.
Вариант игры: участники образуют круг и, двигаясь, декламируют: «Моя маленькая лодочка перевернулась при первом порыве ветра. В этом виновата маленькая Маша (имя называет ведущий, ведь она не умеет грести».
Ход:
Участники образуют круг и, двигаясь, декламируют: «Моя маленькая лодочка перевернулась при первом порыве ветра. В этом виновата Маша (имя называет ведущий, ведь она не умеет грести».
Как только произносится имя участника, он быстро поворачивается спиной, снова берет своих соседей за руки и продолжает хоровод. Так происходит до тех пор, пока все не повернутсяспиной к центру.
Вторая половина игры начинается со слов. «Если б я был рыбкой и мог плавать, я бы спас маленькую Машу (имя называет ведущий) и взял бы ее с собой домой». Названный игрок поворачивается, но уже лицом к центру.
«Спасение» продолжается до исходного положения, т. е. всеиграющие должны стоять лицом к середине круга.
3 неделя
Дидактическая игра «Танец на островке»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать представления о правилах и их гуманистической основе. Привить чувство ответственности за совершенную оплошность: насорил - убери за собой; нечаянно толкнул товарища - извинись. Научить ориентироваться не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил.
Цель речевого развития : способствовать развитию координации сложных движений.
Ход:
Игра проводится под музыку. На полу расстелены газеты. Задача танцующих - не сойти со своей газеты. Ведущий контролирует соблюдение правила игроками. Нарушивший, их - выбывает из игры.
Дидактическая игра «Рыба, зверь, птица»
Цель социально-коммуникативного развития: объяснить детям, как важно знать членов своей семьи, уметь назвать их по имени и отчеству.
Цель речевого развития : научить детей согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся, составлять с проработанными словосочетаниями предложения. (Мама красивая. А папа -сильный)
Вариант игры 1: ведущий произносит слова папа, мама, дедушка. Соответственно меняется цель игры (назвать своего папу по имени и отчеству, но правила те же. Педагог предлагает детям вспомнить, как они играли в игру «Рыба, зверь, птица» и «определить» правила новой игры.
Вариант игры2: ведущий задает вопросы о родителях. Соответственно меняется цель игры (описать своих родителей посредством сравнения и с опорой на картинку, но правила те же. Педагог предлагает детям вспомнить, как они играли в игру «Рыба, зверь, птица» и «определить» правила новой игры.
Ход:
Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Ведущий, проходя мимо них, повторяет три слова: «рыба, зверь, птица». Внезапно останавливается перед кем-нибудь. Произносит громко одно из этих слов, например, птица. Играющий, в свою очередь, должен немедленно назвать какую-нибудь птицу. Кто зазевался - выбывает из игры или должен платить фант, а потом его «выкупать» - читать стихи, петь песенку, танцевать.
4 неделя
Дидактическая игра «Узнай, кого нет»
Цель социально-коммуникативного развития: проконтролировать, знают ли дети имя и отчество своих родителей.
Цель речевого развития : научить детей с помощью вопросов : «Чей?» или «Чья?» - правильно отвечать, согласуя местоимения «мой», «моя» с существительными (моя дочка, мой внук).
Вариант игры 1: каждый ребенок изображает своего папу (или маму). Задача детей - вспомнить, чей ребенок ушел: Сергея Петровича? или Ирины Михайловны?
Вариант игры 2: «Чей ребенок ушел?» Дети образуют пары: «мама» - «дочка», «папа» - «сын», «бабушка» - «внук» и т. д.
Ход:
Все дети закрывают глаза. Ведущий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, до кого он дотронулся, бесшумно уходит из комнаты. По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет.
Продолжение следует