МААМ-картинки

Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста

Валентина Скварковская
Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста

«Игровой тренинг» как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Публикация «Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются с раннего дошкольного возраста.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, свои впечатления. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

Поэтому вопрос формирования речи дошкольников является важной и актуальной проблемой на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Самым эффективным средством реализации данных задач при обучении детей дошкольного возраста является выбор игровых технологий, один из них - игротренинг.

Игротренинг – это комплекс игровых упражнений, которые помогают каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и другие психические процессы.

Целью использования игротренинга является повышение мотивации к совместной деятельности, повышение работоспособности, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Тренинги могут быть :

с набором картинок,

с объектами ближайшего окружения;

с объектами, которых нет в ближайшем окружении,

с неизвестными словами.

Виды и формы игротренинга :

-динамическими,

-тематическими,

-сюжетными,

-математическими,

-пальчиковыми,

-логопедическими,

-психологическими,

-словесными с «волшебными» предметами и без них. (поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, поступки, настроение, детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы и др.).

Остановлюсь подробнее на одной из форм игрового тренинга, как «Цветик-семицветик», который успешно применяю в своей работе с детьми при закреплении лексической темы или для формирования эмоционально-речевой сферы, так как развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

Практическая часть

Тренинг «Цветик-семицветик» (с использованием ИКТ- презентации для детей)

Цель:собрать лепестки цветика-семицветика (за каждое выполненное задание ребенок получает лепесток)

Игра «Подбери слова»

Цель: уметь быстро подбирать слова на заданную букву

(буквы можно прописать, просто назвать, разукрасить или показать с использованием буквенного веера или карточки)

Подобрать слова, которые начинаются с букв собственных инициалов, характеризующие качество человека.

Н-р: я- Скварковская Валентина Акимовна (Сильная, Волевая, Активная).

Игра «Что такоеи что такое плохо?» ( Цель: уметь называть достоинства и недостатки предметов

Показываю детям предмет. Каждый из играющих должен подобрать к

нему как можно больше достоинств, а затем недостатков

Н-р, Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он

прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо; Стакан

хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай

трудно держать – это плохо.

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т. д.

Игра «Ассоциативный ряд»

Цель: уметь подобрать как можно больше слов, связанных с предложенным

заданием.

Н-р, Какие слова-предметы (слова-признаки, слова-действия) можно

«вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

Игра «Два брата»

Цель: уметь использовать словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-

-ИК-.

Детям предлагаю послушать историю о двух братьях. «Жили-были два

брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали

Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище.

У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был

носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища».

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в

их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше,

называя предмет только одного из братьев. Глазик — глазище; ротик —

ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик —

шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище

Игра «Кляксография»

Цель: развивать способность составлять связный рассказ на основе изображения

Дети размешивают краски, капают на лист бумаги, дают пятну растечься с помощью трубочки.

В получившейся фигуре каждый ребенок видит что-то своё, рассказывая

об этом детям.

Игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее

слово и с ним придумывают предложение.

Н-р, Сережа читает книгу.

Книга лежит на столе.

Стол находится в комнате.

Комната очень красивая и т. д.

Игра «Шкатулка сказок»

Цель: развивать способность сочинять сказку с использованием цветных кружков

В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети

говорят, «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Дети

начинают сочинять сказку.

Н-р, Достаём красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно

начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к

костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок

обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше,

обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать

чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то

листик, то пуговица, то горошина.

Заключение: Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование такого приема, как игротренинг, позволяет работать над всеми сторонами речи, в результате которого обеспечивается высокий уровень мотивации детей к совместной деятельности, закрепляются полученные речевые навыки. Игротренинг облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным. Все это способствует повышению уровня речевой, коммуникативной, информационной и познавательной сферы, что особенно актуально в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Считаю, что игровые приемы необходимо широко использовать в работе ДОУ, так как это помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения материала в полном объеме.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Игра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возрастаИгра-тренинг «Я потерялся». Для детей старшего дошкольного возраста Цель: учить детей действовать правильно, в обстановке, если потерялся не пугаться и не теряться в данной ситуации. Игровая ситуация «Звонок.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг как форма развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2021 в 21:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД