Папки-передвижки

Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста

Галина Изотова
Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста

«Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста».

Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Дети и музыка необыкновенно схожи : пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Путь, который совершает ребенок, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий. Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование игровых технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию. Музыка и игра — это источник детской радости. На музыкальных занятиях педагоги дошкольных образовательных учреждений применяют различные игровые методы, благодаря которым достигается главная цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования : воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.

Публикация «Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Успешное достижение этой цели зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. На основе различных природных задатков формируются специальные музыкальные способности, способствующие общему развитию.

Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. С помощью игровой формы достигаются следующие цели и задачи:

• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр.

• Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музыцирования, движение под музыку и т. д.

• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использую их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.

В своей работе я использую несколько видов игровых технологий.

1. «Волшебный сундучок». На музыкальных занятиях с подготовительной группой я использую музыкально-дидактическое пособие под названием «Волшебный сундучок». «Волшебный сундучок» - это сундучок с музыкальными инструментами. На занятиях с помощью него ребята подготовительной группы знакомятся с историей происхождения музыкальных инструментов, улучшают свои знания и навыки игры на уже знакомых музыкальных инструментах, а также знакомятся с новыми. На занятиях детям дается возможность самостоятельно угадать услышанный ими инструмент, самим выбрать понравившийся инструмент для игры в оркестре, импровизировать на выбранном инструменте под аккомпанемент, что способствует развитию самостоятельности и инициативности дошкольников.

Цели и задачи использования данной технологии :

• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально – дидактического пособия «Волшебный сундучок»

• Побуждение к самостоятельным действиям.

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

• Развивать музыкальные способности детей посредством игры на музыкальных инструментах; развивать музыкальный слух, память, чувство ритма; развивать творческую активность на занятиях.

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Игровой прием «Волшебный сундучок» используется мной для таких направлений музыкального развития детей, как:

1. Знакомство с историей происхождения музыкального инструмента

2. Знакомство с музыкальным инструментом : внешним видом, формой, размером, звучанием, звукоизвлечением

3. Обучение игре на музыкальном инструменте

4. Закрепление пройденных знаний посредством исполнения музыкального номера в оркестре

Занятия по данному направлению проводятся с детьми подготовительной группы один раз в месяц. В декабре на неделе пед мастерства я провела открытое занятие с использованием игровой технологии «Волшебный сундучок» в подготовительной группе. Целью занятия было «Развитие музыкальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Волшебный сундучок».

2. Музыкальные пальчиковые игры. В своей работе я использую технологию «Пальчиковые игры», так как считаю, что она играет очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. На занятиях дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии мы вспоминаем и выполняем уже знакомые упражнения. К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.

Цели и задачи использования данной технологии :

• Формирования целостного развития личности ребёнка, в том числе креативности посредством пальчиковых игр.

• Развитие мелкой и крупной моторики.

• Развитие слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

• Развитие фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

• Совершенствование умения согласовывать движения и речь.

• Способствование развитию фантазии, творчества, коммуникабельности, доброжелательного отношения к другим детям.

• Формирование навыков вербального и невербального общения, готовности умения действовать в коллективе.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка : слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

3. ИКТ технологии. Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, в дошкольном учреждении должны использоваться методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей.

Цели и задачи использования ИКТ технологий на музыкальных занятиях :

• развитие музыкальных способностей дошкольников;

• дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

• активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

• формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста мной используются ИКТ технологии для различных форм музыкального воспитания дошкольников : изучение новой темы, освоение нотной грамоты, музыкально-дидактические игры, просмотр видео материала, использование при слушании музыки показ репродукций картин,художников и портретов композиторов.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

4. Звуки мира. «Послушай: музыка вокруг. Она во всем — в самой природе, И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук». Звуки окружают ребёнка с того момента, как он появился на свет, и даже гораздо раньше, и взрослым необходимо сделать всё, чтобы музыка стала важной составляющей в его жизни. Поэтому «Звуки мира» явлются игровой технологией, которую я использую на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. С ее помощью ребята познают музыку через окружающий мир, бытовые предметы, игрушки, учатся слышать музыку через звуки природы.

Цели и задачи использования данной технологии :

• приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками;

• закрепление представления о разнообразии звуков в природе и музыке

• развитие музыкальных способностей детей посредством игры на нетрадиционных музыкальных инструментах;

знакомство с миром музыки через окружающий мир.

На моих занятиях музыкальная деятельность ребёнка может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности детей – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. Я учу детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

С помощью вышеперечисленных игровых технологий ребята учатся самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, у них есть возможность проявить инициативу в различных видах музыкальной деятельности. Так же я отметила наиболее значимые моменты, которые заметно проявились в процессе использования игровых технологий на музыкальных занятиях :

• Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

• Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

• В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

• Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство накопления музыкального опыта детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 18:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД