Получи документы

Индивидуально-дифференцированный подход в рамках модели методического сопровождения педагогов

Ирина Михнёва
Индивидуально-дифференцированный подход в рамках модели методического сопровождения педагогов

Изменения в системе реформирования образования, связанные с заменой традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности, повышение качества его образования, предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов, предполагающих понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.

Объективные и субъективные потребности педагогов в реализации целей и задач для достижения результатов образования, вызвали необходимость преобразований в методической работе.

Публикация «Индивидуально-дифференцированный подход в рамках модели методического сопровождения педагогов» размещена в разделах

Наиболее оптимальным способом, обеспечивающим непрерывное профессиональное развитие педагога, выступает методическое сопровождение, через оказание своевременной поддержки в реализации основных принципов образовательного стандарта - индивидуализации и социализации, предусматривающих изменение содержания и форм образовательной деятельности, создание условий обеспечивающих эмоциональное благополучие и поддержку детской инициативы, личностное развитие ребенка с целью его дальнейшей адаптации в обществе.

В связи с этим, нами была разработана и апробирована модель «Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ», позволившая проектировать профессиональное развитие педагогов с учетом дифференцированного подхода.

Согласно логике построения модели, системного подхода к данному процессу, мы выделили следующие компоненты модели : целевой компонент, содержательный, процессуально – технологический, аналитико – оценочный.

Целевой компонент отражает инновационные процессы, происходящие в ДОУ, направленные на освоение нового содержания, проектирование образовательной среды, изменение форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в системе «педагог - ребенок – родитель» через решение задач:

1. Создание системы непрерывного профессионального образования для каждого педагога через активные и интерактивные формы работы.

2. Индивидуализация форм и методов работы в зависимости от профессионального мастерства педагогов.

3. Создание условий для разработки педагогами индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития.

Содержательный компонент предполагает отбор содержания методической работы, с учетом педагогического анализа, методологических подходов, оценивания с позиции новых образовательных ориентиров и в соответствии с профессиональными запросами.

Процессуально – технологический компонент. В данном компоненте рассматриваются формы и условия организации осуществления методического сопровождения.

Аналитико – оценочный компонент отражает систему мониторинга, отражающей результаты методического сопровождения, через динамику развития детей, удовлетворенность родителей образовательными услугами, уровень квалификации педагогов.

Таким образом, модель методического сопровождения представляет собой систему непрерывного профессионального образования каждого педагога на основе индивидуально - дифференцированного подхода, через удовлетворение актуальных профессиональных потребностей и обеспечение условий для включения в творческий поиск.

В основе индивидуально – дифференцированного подхода положен модульный подход, основными, направлениями которого являются мотивационно - ценностный, когнитивно - деятельностный и личностный компонтенты.

Проводя экспресс - опросы, тестирование, наблюдения за деятельностью педагогов, анализ самообразования, результаты освоения детьми ООП, удовлетворенность родителями образовательными услугами, степень готовности к усвоению нового, нам удалось выявить дефициты компетенций педагогов, для того чтобы самостоятельно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с учетом потребностей и запросов.

В результате такого подхода охвачены все педагоги различными формами методической работы с учетом дифференцированного подхода к педагогам разных категорий, которую, мы рассматриваем с позиции нескольких ступеней:

1 ступень: педагоги, которые по разным причинам не имели навыки инновационной деятельности, также, педагоги, не имеющие желание профессионально расти, по разным причинам, одна из которых была непонимание идеологии ФГОС, неготовность к новым формам взаимоотношений с детьми и организации детской деятельности, которые повлекли в свою очередь снижение мотивации к инновационной деятельности и неготовностью к освоению нового содержания образования.

2 ступень: Школа становления молодого педагога.

3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства, предполагающая работу с педагогами 1 квалификационной категории

4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства объединяет педагогов – новаторов, наставников, мастеров. Более подробно о том, как осуществляется сопровождение этих групп, я остановлюсь попозже.

Созданию условий для реализации педагогами индивидуальных маршрутов способствует информационно – образовательная среда, обеспечивающая подготовку к новой образовательной практике, освоению нового содержания и формированию новых ценностей в профессиональной деятельности, направленных на личностное развитие дошкольников. Приведение в порядок нормативно – правовой базы, разработка комплексно – тематических планов, пополнение информационно – технической базы программно – методическим комплектом по реализации ООП ДО, ТСО позволяют педагогам пополнять теоретические знания, осуществлять образовательную деятельность в русле современных требований.

Содержательный компонент модели структуируется и приводится в соответствие с профессиональными компетенциями педагога, определяемыми ФГОС и другими нормативными документами, на основе педагогического анализа.

Особое значение уделяется формированию педагогической позиции педагога, направленной на деятельность в области межличностных взаимодействий между участниками образовательных отношений, способствующей раскрытию личностного потенциала воспитанников.

Учитывая разный профессиональный уровень, индивидуальные потребности и запросы педагогов в ДОУ разработана карта ресурсов, представляющая собой информационно – методическую поддержку в профессиональном развитии педагогов, которая помогает им в построении индивидуальных образовательных маршрутов. Содержание ресурсов включает: образовательные интернет – ресурсы, полезные ресурсы (литература, курсы повышения квалификации (очные и дистанционные); это перечень конкурсов, в которых могут проявить свое профессиональное мастерство; это сетевые сообщества, где педагоги имеют возможность общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень не только в рамках муниципалитета, но и в регионе, на всероссийском уровне.

Все предлагаемые ресурсы разного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский) педагоги самостоятельно выбирают с учетом потребностей и запросов, для того, чтобы выстраивать свои образовательные маршруты.

Процессуально – технологический компонент модели раскрывает механизмы, формы, методы и условия методической работы.

Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов и обеспечение условий для включения в творческий поиск осуществляется на основе дифференцированного подхода в выборе форм работы.

С педагогами 1 ступени, которые работают ниже своих возможностей, организуются консультации, направленные на формирование профессиональных компетенций, выставки методической литературы, практические семинары, посвященные освоению нового содержания, посещение мастер - классов опытных педагогов.

Избавиться от пассивности, проявляющейся в использовании репродуктивных методов работы вместо исследовательских во время проведения семинаров, педсоветов и других формах, помогли активные методы обучения : «мозговой штурм», «КВН», «аукцион», «swot- анализ», «аквариум» и др., которые обеспечили обратную связь, обмен мнениями, сп формированию положительных отношений между коллегами, повышению самооценки. Открытые занятия, позволили педагогам осваивать новое содержание, формы и методы взаимодействия с детьми. Тренинги, проводимые психологом, помогли приобрести чувство уверенности и своей значимости. Большой практический опыт приобрели педагоги, участвуя в Школе современного педагога. Пополняя и осваивая свой педагогический опыт, овладевая новыми формами и методами, педагоги поднимались по ступенькам своей профессиональной деятельности.

Методическая поддержка с педагогами второй категории, цель которой оказание помощи в восполнении дефицита компетенций, осуществляется через те формы, в ходе которых педагоги пополняют свой теоретический и практический опыт: тренинги, семинары, мастер – классы с использованием интерактивных методов обучения (метод «шесть шляп», «квик - настройка», «дискуссия», «деловая игра», игровые методы и др.). Не секрет, что для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации помогает гибкая и мобильная система наставничества, которую осуществляют опытные педагоги. Участие в Школе современного педагога, Школе молодого педагога, предоставляет возможность молодым педагогам восполнить дефициты компетенций, связанные с организацией образовательного процесса, освоением педагогических технологий, проектированием предметно пространственной развивающей среды, реализацией принципа индивидуализации. Большую роль в раскрытии творческого потенциала молодых педагогов играет профессиональный конкурс «Дебют».

С педагогами 1-й кв. категории, которые составляют 3 ступень, предполагается работа с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

Категория этих педагогов активно привлекается к работе практических и теоретических семинаров, реализации проектов, проведению мастер – классов, в ходе которых демонстрируется мастерство. Педагоги активно участвуют в разработке перспективных и комплексно – тематических планов.

Участие в лабораториях педагогических инноваций, Школе современного педагога, фестивале педагогических сообществ, на которых они выступают с мастер - классами, презентациями проектов и педагогическим опытом, конференциях, Ярмарке инновационных технологий предоставляет возможность демонстрировать свой опыт. Профессиональный конкурс «Воспитатель года» - большая возможность для педагогов в развитии творческой инициативы и распространения передового педагогического опыта.

Школа высшего педагогического мастерства объединяет педагогов 4 ступени – это новаторы, наставники, мастероа. Цель работы педагогов этой ступени : повышение их знаний и практических умений в области. С педагогами этой категории используются такие формы работы, в процессе которых они демонстрируют свою профессиональную компетентность: это создание «Банка инновационных идей», разработка авторских программ, создание мини – сборников педагогических практик. Являясь мастерами лаборатории педагогических инноваций они транслируют свой опыт и достижения.

Большую роль в формировании профессиональных компетенций педагогов, выделенными в Стандарте, оказывает постоянно – действующий семинар. Семинар стал одной из продуктивных форм, позволившей изменить устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень. Использование разных интерактивных форм, учит педагогов работать с литературой, стимулирует познавательную и творческую активность, учит отстаивать свою позицию, принимать индивидуальные и коллективные решения.

Модульный подход позволил не только осуществлять дифференцированный подход к педагогам с разным уровнем профессионализма, но и удовлетворять актуальные профессиональные потребности, обеспечивать условия для включения в творческий поиск.

В результате такого подхода были охвачены все педагоги различными формами методической работы через создание групп, которые помогли в моделировании новой образовательной среды:

- временные творческие группы, деятельность которых основана на совпадении творческих целей и мотивов совместной деятельности, стремлением к внедрению инновационных проектов, а также личной заинтересованности в активном использовании результатов творчества.

Деятельность творческих групп регламентируется положением «О творческой группы ДОУ», основная цель которой - создание условий для профессионального общения педагогов ДОУ, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков.

В результате такого подхода были созданы творческие группы с разной творческой совместимостью:

Группа «Развитие»- это аналитическая группа, в состав которой вошли опытные педагоги. Задача группы – разработка Основной образовательной программы, программы «Развитие», приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативно-правовой базы, организации методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО.

Группа «Сибирячок»- творческая группа педагогов, интересующаяся вопросами патриотического воспитания. В рамках этой группы была разработана комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье».

Группа «Вариант» – небольшая группа педагогов, занимающаяся более узкими индивидуальными проблемами, связанными с интересами и наклонностями. Эти педагоги ведут педагогические мастерские, мастер-классы. Результатом реализации творческой группы «Вариант» для коллектива стало участие в конкурсах «Воспитатель года», «Дебют», разработка авторских программ и пособий, консультирование педагогов по проблеме исследования, наставничество.

Группа «Успешный ребенок»- творческая группа, в состав которой вошли педагоги интересующиеся проблемами социализации. В рамках этой группы были разработаны проекты «Мы вместе!», «Навстречу друг другу», направленные на успешную социализацию дошкольников в образовательном пространстве.

Самые актуальные педагогические аспекты в моделировании образовательной среды объединили педагогов в небольшие группы по интересам. В результате практической деятельности таких групп были созданы условия в предметно – пространственной развивающей среде, обеспечивающие эмоциональное благополучие и поддержку детской инициативы, внедрение в практику новых педагогических технологий (проектная, социоигровая, создание картотек и сборников конспектов по разным направлениям детского развития, разработка авторских пособий. Например, группа молодых педагогов разработала серию лепбуков по разным направлениям развития.

Особое внимание уделяется формам взаимодействия педагогов, друг с другом, в творческой группе, с коллективом, в результате которых, происходит перенос инновационного опыта отдельного педагога в группы, практику всего коллектива, осуществляется трансляция опыта в рамках муниципальных сетевых сообществ, профессиональных сообществ.

Кроме того, обеспечить систему непрерывного профессионального развития каждому педагогу позволяет индивидуальная карта профессионального и личностного развития, которую разработали педагоги определенной группы, представляющей собой некий образовательный индивидуальный маршрут, помогающий включиться в процесс профессионального развития, восполнить и пополнить дефициты профессиональных компетенций, определить свои запросы и выйти на самостоятельный путь профессионального развития.

Для осознания педагогами значимости роста собственной профессиональной компетентности, для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ, организована система мониторинга, включающая:

– диагностику профессиональных затруднений педагогов, по результатам которой определяются запросы, потребности и дефициты компетенций педагогов, осуществляется поиск новых, оптимальных методов и приёмов в русле современной образовательной ситуации и намечается перспектива дальнейшего профессионального развития (карта№1 Диагностика профессиональных затруднений педагогов) Диагностика проводится в конце учебного года. В основе этой диагностики владение педагогами методологической, акмеологической, психолого- педагогической, коммуникативной, презентационной, эмоциональной и ИКТ компетентностью, необходимые для профессиональной деятельности в новых условиях;

Эффективность модели подтверждается ростом уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессионального мастерства (из 13 педагогов 38% имеют высшую кВ. категорию, 54% -1-ю)

Педагоги восполняют дефициты своих компетенций, у них формируются новые компетенции в соответствии с ФГОС ДО, соответствующие специфике дошкольного образования (при построении вариативного развивающего образования, поддержка индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей и другие) .

Педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах, методических мероприятиях разного уровня. Наша практика была представлена на Фестивале сетевых сообществ педагогов города, стала победителем XIII областного форума «Образование Прибайкалья» и была внесена в реестр лучших методических практик ИРО.

За время реализации проекта каждый педагог вышел на новый профессиональный уровень. Осваивая новое содержание, изменились запросы педагогов. Те дефициты компетенций, которые восполнили педагоги, как правило, снимаются, или корректируются в зависимости от образовательной ситуации. Таким образом, педагоги учатся проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут собственного профессионального развития.

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд и всегда находит поддержку в своих начинаниях и победах. Терпение, целеустремленность, настойчивость, уверенность в своих силах - это те качества, без которых нам немыслимо было добиться успеха и воплотить свои идеи в практику.

Публикации по теме:

«Индивидуально-дифференцированный подход в оздоровлении детей раннего возраста». Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается.

Анализ практик методического сопровождения в процессе подготовки к профессиональным конкурсам В последние годы возросла значимость вариативных форм педагогического профессионального общения (конференции, съезды, конкурсы, фестивали).

Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину.

Характеристика методического сопровождения развития мелкой моторики детей 2–3 лет. .

Мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ при реализации образовательной программы» Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. 1 слайд «Если педагогика хочет воспитывать.

Модель методического сопровождения педагогов ДОУ по введению и реализации ФГОС  Модель методического сопровождения педагогов по введению и реализации ФГОСДО в БМАДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» Гребенщикова.

Обучение воспитателей в рамках реализации каскадной модели повышения квалификации в процессе введения ФГОС ДО 1 слайд Презентация представляет опыт мой работы по проведению курсов в рамках каскадной модели по введению ФГОС ДО. В 2014 году ГОУ ДПО.

Отчёт о проделанной работе методического объединения педагогов Отчёт О проделанной работе Методического объединения педагогов МКДОУ «Детский сад №5»г. п. Нарткала за 2016 -2017 учебный год. Планирование.

Сценарий методического мероприятия для педагогов «Аукцион педагогических идей» Цель: Обобщение опыта работы МБДОУ Детского сада № 18 «Радуга». Теме «Использование дидактических игр математической направленности в работе.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-дифференцированный подход в рамках модели методического сопровождения педагогов
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 12:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД