Лучший педагог года

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Анастасия Тюрина
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада представить вам опыт своей работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.» Итак, начну я с Китайской пословицы

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму. (Слайд 2)

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст является самым благоприятным для исследований и экспериментов. Это легко объяснить тем, что у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, благодаря чему,метод экспериментирования является ведущим для этого возраста. Я решила не только помочь детям узнать мир живой и неживой природы, но еще и привить любовь и желание беречь и помогать ей.

ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, как одной из важнейших направлений работы с детьми.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок должен быть любознательным, уметь задавать вопросы взрослым и сверстникам, ставить перед собой цель,наблюдать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных способов познания, который доступен ребенку и отвечает современным требованиям обучения детей дошкольного возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. (Слайд 3)

Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности, формировать экологического воспитания через экспериментальную деятельность. (Слайд 4)

Исходя из выше сказанного можно выявить задачи:

- расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предмета- ми;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- стимулировать желание детей экспериментировать. (Слайд 5)

В организации работы опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я пользуюсь различными формами и методами работы. Выбор зависит от возраста юных исследователей, а так же от типа образовательных задач.

Главным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. Этот метод носит ориентацию направленную на поиск и практику.

Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». (Слайд 6)

По теме познавательно-исследовательская деятельность нахожу полезную информацию из детских энциклопедий, экологических альбомов, пособия, которые имеются в нашем детском саду. (Слайд 7)

Главным условием для решения поставленных задач в экологическом и опытно-экспериментальном направлении необходима развернутая развивающая среда. (Слайд 8)

В нашей группе оборудован уголок экспериментальной деятельности»Любознайка». Главной целью создания Было развитие интереса у детей к исследовательской деятельности. (Слайд 9)

Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.

Мерные емкости,стаканчики увеличительные стекла, магниты, пуговицы, ложки и многое другое…. С каждым днем оно приумножается. (Слайд 10)

Центр экспериментирования мобилен, однако пространство группы ограничивает маштабность данного уголка, место для выращивания клубневых растений находится на подоконнике.

Экспериментируют дети только под присмотром взрослых с четким соблюдением правил безопасности.

Экологическое экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.

Например: На занятиях по математике исследуем свойства геометрических фигур, измеряем объёма жидкости,обговоравая сразу о пользе воды и о бережном отношении к ней. Часто читая художественные произведения возникает необходимость проверить то, о чем говорится сказке или рассказе при помощи опыта. Так при знакомстве с

рассказом Л. Н. Толстого «Хотела галка пить», убедились что действительно при помощи камешков можно поднять уровень воды в сосуде.

В качестве объектов исследований стараюсь выбирать привычные для детей предметы и явления. Моя задача – «подогревать» познавательный интерес детей к наблюдениям, а так же подвести детей к логическому выводу на основании результата проведенного опыта.

Не всегда опыты и наблюдения бывают запланированы. Иногда это происходят спонтанно. Выглянули в окно – поднялся ветер,поплыли тучи – наблюдаем. Вышли на улицу, увидели жучка, кошечку, собачку, интересно, что они будут делать дальше, рассматриваем шерстку, считаем лапки и т. д. Дети моей группы с огромным удовольствием участвуют в проведении экспериментов.

Уважаемые коллеги, теперь хочу предложить вам познакомиться с некоторыми экспериментами и наблюдениями, с которые я ознакомила детей.

Проводя опыт «Воздух внутри нас» дети узнали, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. (Слайд 11)

В процессе опыта «Разноцветная вода» узнали, что вода прозрачная, чистая, через неё видно предметы, которые мы положили в стаканчик. Если воду окрасить краской она станет не прозрачной, мутной, грязной - предметы в воде не видно. (Слайд 12)

В своей группе мы посадили лук. И оставили его расти в разных условиях: с поливом, без полива, в темном месте и на солнце. Затем с удовольствием наблюдали за ростом каждого объекта и сравнивали их с другими, выявляя условия благоприятные для роста лука. (Слайд 14)

Постоянно ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим землю, протираем листья. тем самым прививаем любовь и бережное отношение к природе. Узнаем, что растения выделяют жизненно-необходимый нам кислород.

Работая с календарём природы, мы ежедневно наблюдаем последовательность и закономерность смены дней недели, месяцев, времён года, отмечаем погоду. (Слайд 16)

Прогулки тоже удачное время для экспериментов и опытов. Так,гуляя зимой мы активно разбираем свойства снега.

В морозную погоду снег рыхлый, легкий, не лепится. В теплую зимнюю погоду может выпасть мокрый снег – он тяжелый, из него можно лепить снежки, снеговика и многое другое.

Убедились, что вода замерзает на морозе, а лед, снег тают в тепле и превращаются в грязную воду, поэтому снег есть нельзя. (Слайд 17)

Каждый зимний день мы проявляем заботу о пернатых гостях нашего детского сада. Пока кормим птиц, мы мы наблюдаем за внешними данными :окрас, строение тела, и за характерными особенностями птиц. (Слайд 18)

На самый интересным опыт меня натолкнули дети,задав вопрос «Тепло ли под снегом?» И как мишка спит в берлоге до самой весны. Поставили цель, определили задачи. (Слайд 19)

Для выполнения эксперимента мы налили воды в 3 пластиковые бутылки, подписали их. Одну бутылку оставили на снегу, вторую наполовину закопали в снег, третью положили глубоко в снег. Не следующий день, выяснили, что вода в первой бутылке замёрзла, во второй бутылке вода замёрзла не полностью, в третьей бутылке вода не замерзла. Дети сделали вывод: если вода под снегом не замерзла, значит, там тепло, теплее, чем на поверхности снега. вывод: под снегом тепло.

Ведется непосредственная работа и с родителями воспитанников по данной теме. Предлагаю мультфильмы, буклеты с описанием опытов для дальнейшего проведения дома.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей, помогает им освоится в этом мире, понять что и как работает,устроено. Наблюдая за своими воспитанниками, я сделала вывод:

Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Закончить свое выступление хочу словами Льва Семёновича Выгодского.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки. (слайд 20)

Прикреплённые файлы:

tyurina-a-v_upro8.ppt | 4586 Кб
 
Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2021 в 09:00
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД