Папки-передвижки

Анализ статьи С. Н. Цейтлин «Возвратные глаголы и детская речь»

Наталья Шаплонова
Анализ статьи С. Н. Цейтлин «Возвратные глаголы и детская речь»

Стелла Наумовна Цейтлин

Возвратные глаголы и детская речь.

Автор статьи «Возвратные глаголы и детская речь»- лингвист, доктор филологических наук, профессор, основоположник научной школы российской онтолингвистики. По её мнению, детская речь подобно зеркалу, отражает нормативный язык. Выяснение того, что попадает из речи взрослого в детскую и как оно там преобразуется, позволяет получить новые сведения об устройстве нормативного языка.

Публикация «Анализ статьи С, Н, Цейтлин „Возвратные глаголы и детская речь“» размещена в разделах

Овладение речью связано с овладением правилами конструирования языковых единиц. С. Н. Цейтлин обращает особое внимание на конструирование глаголов. В этой связи рассматриваются два явления детской речи. Это окказиональная постфиксация, то есть образование путём использования постфикса –ся возвратного глагола, который отсутствует в нормативном языке (Дети шумели и я разбудился. Лёд на реке треснулся.) и окказиональная депостфиксация, т. е. образование глагола, незафиксированного в нормативном языке, путём отбрасывания постфикса –ся (Меня мальчишки дерут.). В обоих случаях в основе детского словотворчества лежит механизм образования возвратных глаголов, действующий в нормативном языке.

Лёгкая вычленяемость постфикса –ся способствует тому, что он рано начинает осозноваться детьми в качестве самостоятельной морфемы, которая может быть использована для образования слов. Поэтому в детской речи много окказиональных постфиксальных глаголов. С другой стороны создаётся впечатление что постфикс –ся может быть отброшена в любом случае. Поэтому в детской речи много случаев окказиональной депостфиксации.

Возвратные глаголы современного русского языка распадаются на ряд словообразовательных разрядов. В основе каждого разряда – своя модель со своим собственным деривационным значением. Каждая модель соотносится с семантически очерченным кругом производящих глаголов. Словообразовательные разряды возвратных глаголов отличаются друг от друга и степенью фразеологичности значения слов. Изучение фактов детской речи помогает выявить некоторые из различий.

Наиболее часто дети образуют возвратные глаголы декаузативной семантики. В качестве производящих выступают глаголы со значением каузации: рассмешить-рассмешиться, уронить-урониться. При этом возникает наиболее регулярный продуктивный тип каузативной оппозиции- деривационная оппозиция (ломать- ломаться, катить-катиться). Существуют и другие типы каузативных оппозиции: супплетивная (жечь-гореть, разбудить-проснуться) и коррелятивная (поить-пить, смешить-смеяться). Оказывается, т. о., что в нормативном языке деривационные потенции декаузативной модели остаются не до конца использованными. Однако возможность образования от любого каузативного глагола с помощью –ся семантически с ним соотносительного глагола декаузативной семантики как бы заложена в самой системе языка. Дети, как это бывает, реализуют языковую потенцию. Семантическая оппозиция «каузативный глагол- декаузативный глагол» в речи детей сводится к деривационной оппозиции «невозвратный глагол- возвратный» : Ой, ложка уронилась. Ой, я сейчас утоплюсь. Бывает так, что нужного глагола декаузативной семантики нет в нормативном языке. Детское творчество оказывается вынужденным (у меня рукав облился). Той же словообразующей моделью дети пользуются и в случаях депостфиксации, но используется «обратный ход модели» : по возвратному глаголу реконструируется исходный невозвратный глагол (кто меня проснул? Зачем, ты тут уселась) В нормативном языке на лицо либо супплетивное (разбудить-проснуться, или коррелятивная (усадить-усесться) оппозиция, либо нужный каузативный глагол отсутствует вообще (запропоститься, присниться).

Абсолютивно-потенциальных глаголов в нормативном языке насчитывается немного (74,что не позволяет рассматривать как свидетельство непродуктивности данной модели. Большое количество постфиксальных глаголов данной группы в речи детей говорит о высокой продуктивности модели: Саша бьётся, папа в лоб щёлкается. Глаголы данной семантики возникают с большой лёгкостью как у детей, так и у взрослых в разговорной речи. Глаголы, составляющие данный разряд лишены фразиологичности, поэтому словообразующая модель легко добывается детьми из речи взрослых.

Глаголов рефлексивного и реципрокного значения в детской речи немного (Я в себя стрельну и убьюсь. Девочка говорит кошке, которая сосё т лапу: Ну, пососись, пососись.) Встречаются и случаи депостфиксации – образование глаголов путём отбрасывания –ся от возвратного глагола нормативного языка. Наиболее часто встречающееся слово драть в значении бить: меня Лариса дерёт. С помощью постфикса –ся в детской речи возникают глаголы и от непереходных глаголов. Это явление распространено и в нормативном языке (грозить-грозиться, стучать-стучаться). Детская речь даё т большое количество разнообразных примеров и объяснение фактов окказиональной постфиксации для каждого случая индивидуально: чай уже остылся- аналогия с нагрелся. Лёд на реке треснулся- видовая пара представлена в этом случае возвратным и невозвратным глаголом лёд трескается- лёд треснул.

В целом анализ явлений постфиксации и депостфиксации в детской речи даёт нам представление о высоком уровне её системности.

Публикации по теме:

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Дидактические игры «Мяч и речь»Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ статьи С. Н. Цейтлин «Возвратные глаголы и детская речь»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 10:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД