Наталья Кузнецова
Конспект занятия «Автоматизация звука [м]»
▼ Скачать + Заказать документы
Знаю, как порой трудно подобрать речевой материал для закрепления того или иного звука. В логопедической практике очень часто встречаются дети с очень большим количество искаженно произносимых звуков, и начинать работу с ними возможно только с самых простых вариантов. К тому же каждый родитель или учитель знает, что ребенку необходимо ощущение успеха в любом деле, которым он занимается. Поэтому предлагаемый мною речевой материал начну с тренировки произношения самых легких согласных звуков, а именно, с губно-губного звука М.
Итак, звук М
Артикуляция звука :
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [м]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа. Поскольку при произнесении М голосовые кладки вибрируют и голос включается, это означает, что звук М – звонкий.
Постановка звука :
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Практический материал по автоматизации звука М
1. Повтори слоги.
А – МММ… АМ – МЫ МАММ… МАМ - МА
О – МММ… АМ – МЭ МОММ… МАМ - МО
У – МММ… АМ – МА МУММ… МАМ - МУ
И – МММ… АМ – МО МЫММ… МАМ - МЫ
Э – МММ… АМ – МУ МЭММ… МАМ- МЭ
Ма - мо Ма - мо - му Ам - ом - ум - ым
Мо - ма Му - мы - ма Ум - ом - ам - ым
Му - мы Мо - ма - му Ым - ом - ам - ум
Мы - му Му - ма - мы Ом - ум - ым - ам
2. Повтори слова.
Звук в начале слова : Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в конце слова :
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах : Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
3. Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.
4. Повтори чистоговорки.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.
6. Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
7. Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина)
8. Выучи стихотворения.
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я морскому кораблю
Дам названье «Мама!».
(Я. Аким)
Можно мне? - Спросила мышка?
Что ты? Ты еще малышка.
(Г. Сатир)
9. Игра «Подскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
И шалить без передышки
Целый день могли. (мартышки).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой. (мыли).
Прицепившись к задней шине,
Маша едет на. (машине).
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (Мышка).
10. Игра «Наоборот»
Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы, которые начинаются со звука М.
Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)
11. Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
На, Мурка молоко.
Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!
Если речевой материал заинтересовал вас напишите – продолжу…