Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Анна Климова
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.

Так как игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Предлагаю вашему вниманию пособия для игр по технологии ТРИЗ – РТВ, которые я использую в самых разных видах деятельности с детьми.

Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)

Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Цели:

– развивать умения анализировать и обобщать;

– формировать диалектическое мышление;

– развивать воображение, умение инсценировать;

– систематизировать правила поведения в лифте;

– обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта;

Оборудование: "системный лифт", игрушки, наборы карточек.

Работа с "Волшебным домиком".

Воспитатель показывает модель трёхэтажного дома и комментирует ее: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?

– Давайте вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы…

– На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

1)В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает изображение на схему, что будет находиться на первом этаже?

Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …

Аналогично рассматриваются "торт", "гитара", после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.

2)В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)

Примеры наборов карточек:

– рукав, платье, манжеты;

– клюв, птица, голова;

– дерево, лист, ветка;

– комната, дом, улица;

– стена, комната, обои;

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект ("комната") может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

Тема "Транспорт"

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта.

- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится (Нора с лисятами – лисёнок – взрослая лиса)

- рассматривается процесс изменения развития объекта во времени (только что родившийся лисёнок – подросший лисёнок – лиса) и т. п.

Форма организации игр:

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» («трёхэкранки»«Волшебный домик» или «Волшебный паровозик»).

Работа с «Волшебным паровозиком».

Воспитатель показывает модель паровозика с тремя вагонами и комментирует: Этот паровозик необычный, он любит пересаживать своих пассажиров в разные вагоны: - первый вагон называется «Что было?», второй вагон называется «Сейчас», третий вагон называется «Что будет?». Пассажиры очень любят пересаживаться в разные вагоны, а вы хотите поиграть с этим паровозом?

Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени с использование пособия «Волшебный паровозик»

Цель: упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

«Что было? Что будет»

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игра «Кем был раньше?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (Икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, ботинки (кожей, дом (кирпичиком) сильный (слабым).

Пособие «Модель мира»

Это игровое поле, разделённое на две части. Каждая часть обозначена знаком: рука – рукотворный мир; бабочка – мир природы. Наборы карточек объектов рукотворного и природного мира.

Игры с пособием «Модель мира».

«Не ошибись»

Дидактическая задача: побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира. Развивать внимание и наблюдательность.

Игровое действие: раскладывание.

Игровое правило: по сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира.

Ход игры: 1)Взрослый создаёт игровую ситуацию «Поссорились куклы, не могут поделить между собой предметные картинки» и обращается к детям: «Как можно померить кукол?»

После высказывания детей, взрослый обращает внимание на игровое поле со знаками-символами (рука-бабочка) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «рука» - рукотворный мир; «бабочка» - природный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира на поле со знаком-символом «рука», а предметы природного мира на поле со знаком-символом «бабочка». Игра заканчивается, когда все картинки разделены.

2) На полях игры со знаками-символами природного и рукотворного мира разложены соответствующие предметные картинки. В каждом поле находится лишняя картинка. Взрослый предлагает детям найти ошибку и объяснить свой выбор.

Литература:

1. Гин С. И.

Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений) / С. И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007

2. Дыбина О. В. игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2007.

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

«Важность дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста». Консультация для родителей«Важность дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста». Консультация для родителей "Дети -цветы жизни "-утверждает известный философ. Но развиваться и добиваться успехов им помогаем мы-воспитатели. Только от нас зависит.

Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат»Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат» Прошлой зимой, попав на семинар по развитию инженерного мышления у дошкольников была приятно удивлена, посмотрев в какие игры умеют играть.

Дидактические пособия для обучения детей дошкольного возраста застегиванию одежды «Застежки»Дидактические пособия для обучения детей дошкольного возраста застегиванию одежды «Застежки» Дидактические пособия для обучения детей дошкольного возраста застегиванию одежды «Застежки» Данные дидактические пособия разработаны и.

Дидактические пособия по обучению застёгиванию и расстёгиванию пуговиц для младшего дошкольного возрастаДидактические пособия по обучению застёгиванию и расстёгиванию пуговиц для младшего дошкольного возраста У детей младшего возраста начинает усиленно развиваться речь, память. Чтобы это развивать необходимо играть с детьми в игры на развитие.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы. Игра «Раньше - позже» (со средней группы)Цель: учить определять.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в младшей группе Обучающие задачи: закрепить знание о цвете, продолжать учить детей получать различные цвета с помощью смешивания красок. Развивающие задачи:.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Туфелька для Золушки» «Туфелька для Золушки». Цель: развивать умение сотрудничать, сообща находить решения в проблемных ситуациях. Задачи: Обучающие: Актуализировать.

Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Задачи: Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2018 в 15:57
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...