Ершова Людмила Анатольевна
Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начинать изучать окружающий мир.
Дети с ТМНР часто испытывают трудности с привязанностью. Это может возникнуть из - за таких факторов, как:
- нехватка персонального внимания. Часто бывают случаи, когда взрослый, ухаживающий за ребенком, не может быстро среагировать на истерику или плач и быстро помочь, успокоить ребенка.
Публикация «Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития (ТМНР)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- глубоко нарушения взаимодействия и взаимопонимания. Для детей с ТМНР характерна небольшая заторможенность реакции на ту или иную ситуацию, их ответы чаще всего необычные и слабые. Если взрослый не может найти подход к ребенку, то может возникнуть такая ситуация, что ответная реакция ребенка не поддерживается и не прослеживается. При этом ребенок может может не уловить череду происходящих событий и не поймет сигналы взрослого. Поэтому для ребенка, возникающие ситуации, будут появляться внезапно, путая его.
- наличие постоянного близкого взрослого. Если рядом с ребенком отсутствует постоянный близкий взрослый, это отрицательно сказывается на формировании привязанности у детей с ТМНР. При частой смене людей, следящих за ребенком, могут возникнуть проблемы с доверительным отношением.
Также часто неудовлетворённость ребенка в безопасности и привязанности может сказаться на психологическом, личностном и даже физическом развитии. Дети с ТМНР подвержены возникновению депривации. Конечно, кроме эмоциональной депривации, возникающей из-за нарушения привязанности, дети с ТМНР также подвержены и другим депривация (когнитивной, социальной, сенсорный и двигательной). Чтобы у ребенка не было двигательных и сенсорных нарушений (тем более их в совокупности, он должен получать достаточное количество тактильных, зрительных, слуховых и других ощущений. Обедненная среда может усугубить ситуацию и стать причиной сенсорной депривации, даже если нарушения первичные, и они не коснулось сенсорной сферы. Двигательная депривация в основном возникает из-за моторных нарушений. Нарушения развития также могут повлиять на снижение подвижности, таких же интеллектуальных нарушений и нарушений зрения.
Если не правильно организовать пространство вокруг ребенка и ограничить его в свободном перемещении, это может развить двигательную депривацию. Необходимо организовать так пространство, чтобы ребенок имел возможность играть на полу, лазать, ползать. Колличество сенсорных стимулов у детей заметно снижается, когда происходит уменьшение двигательной активности. Дети с ТМНР часто не имеют большого опыта с взаимодействием посредством предмета. Более того, самостоятельно им сложно понимать связь между символами, объектами и событиями. Таким детям важна помощь специалистов, которые сформируют адекватную модель окружающего мира для понимания ребенка. При отсутствии такой помощи дети не понимают и не знают, чего ожидать от окружающей среды, на фоне этого может сформироваться когнитивная депривация. В случаях социальной депривации дети сталкиваются с невозможностью выходить за пределы жилищных условий, посещение образовательных и культурно- досуговых учреждений, участие в общественной жизни. Абсолютно все виды депривации сказываются не только на психическое состояние ребенка, но и на возможность его развития. Когда дети не получают достаточного количества сенсорных стимулов, они самостоятельно пытаются восполнить их некоторыми способами, такими как выдерание волос, сосание пальца, вокализации, воздействие пальцами на глаза, вызывание рвоты, монотонное раскачивание и др. Некоторые реакции, которые проявляется в генерализованной виде, часто сопровождаются вегетативной симптоматикой: тревогой, рвотой, учащенным пульсом, запорами, потливостью, беспокойством, головными болями, судорогами, и даже кожной сыпью. Ребенок, которому предоставляется развивающий уход, легче адаптируется в окружающем мире и менее поддержан воздействию депривации.
Можно выделить несколько принципов развивающего ухода : принцип уважения личности ребенка, индивидуальный подход, принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций, развитие собственной активности ребенка, социальная интеграция и комплексное воздействие.
Основа принципа уважения личности ребенка, в учёте всех его чувств и потребностей, в его свободе выбора и личного участия. Когда мы взаимодействуем с ребенком ТМНР, мы учитываем его возможности, даём ему время на их использование, а также помогаем ему расширять их границы.
Принцип индивидуального подхода заключается в учёте индивидуальных особенностей, потребностей и интересов ребенка. Этот принцип присутствует на всех этапах, когда применяется пстхолого - педагогическая помощь: при постановке целей, технологии помощи, при планировании необходимым мероприятий для реализации помощи, при ежедневном взаимодействии с ребенком и при его учёте динамики его развития.
Целью принципа по ориентированности на формирование основных жизненных компетенций развитие у ребенка с ТМНР навыков, применяемых в повседневной жизни, а также стимуляции к возникновениию электронный трудовой деятельности. Важным моментом является то, чтобы воспитанник начал воспринимать и понимать, на доступном для него уровне, значение и смысл происходящего. Преимущественная часть работы должна проводиться в обычных повседневных ситуациях, а не в форме обучения с заданиями. Успешным показателем работы воспитателя может служить качественные изменения в реальной жизни, большим прогрессом выступает сформированный навык и повышенная вовлечённость ребенка в тот или иной процесс.
Принцип равития собственной активности ребенка наблюдается в проявлении инициативы и принятии участия в повседневной деятельности. Приоритетная цель в развитии проявляется в увеличении собственной активности ребенка, переходящей от объектной к субъективной точке зрения в наиболее значимых для него сфер жизни.
Социальная интеграция для детей с ТМНР означает приобретение социального опыта, который лучше приобретать в среде со сверстниками. Это прогулки на улице, занятия адаптированной физкультурой и спортом, участие в культурно-досуговых мероприятиятиях и т. д
Комплексное воздействие должно быть согласовано, для действия всех взрослых, которые участвуют в работе с ребенком. Для этого у нас сформирована команда специалистов, которые могут вместе определить цель развивающей работы, частные и общие задачи и обсудить действие каждого специалиста. Важно обратить внимание на то, как ребенок эмоционально переживает свой опыт и воспринимает его. По другому говоря, как он связывает и запоминает ситуации, связанные с той или иной ситуацией. В случаях, если он испытывает положительные эмоции, тогда в его опыте закрепится навык, который даёт силу, уверенность и стимул к познанию нового в какой то области. Отрицательная эмоция, может повлиять на ребенка так, что он будет избегать данного действия или области, и повторять негативный опыт, не улавливая его смысл для себя (будет снимать своё физическое напряжение без понимания этого опыта). Такие дети в силу нарушения опорно - двигательной системы, испытывают трудности в перемещении (чаще всего не передвигаются вообще) и принимают положение полусидя. Ребенок может проявлять активность только с помощью взаимодействия со взрослыми, зрительно - двигательная координация также проявляет тяжёлое нарушение. При контакте с ребенком возникают трудности из-за непонимания обращённой к нему речи, даже не смотря на многократное мистическое и тестовое повторение. В большинстве случаев, когда детям предлагают занятие, они пассивны в его принятии, не могут удерживать внимание при его выполнении, не понимая инструкцию, регуляторные механизмы не сформированы. Им трудно понять элементарные ситуации и опыт формируется с большим трудом. Дети не ориентируются в пространстве и их эмоции приметивны. Безусловно главная форма педагогической коррекционной деятельности - это индивидуально - коррекционные занятия. Для каждого ребенка выстраивается занятие с принятием во внимание всех особенностей структуры дефекта. Но дети в силу своего диагноза не всегда могут выдержать даже одно занятие. Исходя из этого, в своей работе мы используем различные методы, такие как: пальчиковая гимнастика, массаж, музыкальное воздействие, релаксация, координирующая гимнастика, динамическая пауза, метод игр и сказки, воздействие цветом, психогимнастика.
Свою задачу мы видели в компенсировании имеющихся отклонений в развитии на базе сформирования практических умений и навыков, которые позволят детям ориентироваться в окружающем мире. Для начала нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, научит его ориентироваться в окружающем пространстве. Темы занятий разрабатываются исходя из возможностей и с имеющем опытом детей. Данная категория детей требует непрекращающегося постоянного профессионального обучения, гибкости, самосовершенствования, педагогического поиска. Но все таки очень важным фактором воспитательной работы является наше терпение и любовь!