Наталья Дубоносова
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский сад №14 пгт Шахтёрска.
Доклад выступления на педагогической конференции.
Тема: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».
Воспитатель: Дубоносова Н. А.
Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС» размещена в разделах
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающую систему. Актуальной задачей является создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качества и возможностей ребенка.
Слайд №2. По словам Герберта Уэлса: «Перемена – это закон, который никогда себя не изживёт».
Слайд№3. Время не стоит на месте; каждое поколение отличается друг от друга. Дети, которые ходили в детский сад десять лет назад отличаются от современных детей.
Для того, чтобы понять переход на ФГОС дошкольного образования рассмотрим какие проблемы современных детей существуют в нашем обществе.
Слайд№4. Каждый из воспитателей знает, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. А есть ли желание у современных детей играть в сюжетно – ролевые игры? И поэтому первая проблема – это уход из жизни ребёнка сюжетно – ролевой игры, и как следствие, снижение произвольности и мотивационно – потребностной сферы.
Слайд№5. Вторая проблема – увеличение числа детей с речевыми расстройствами. Современные дети приходят в детский сад плохо говорящие или вообще не говорят. Очень много детей с различными дефектами речи.
Слайд №6. Третья проблема – рост «экранной» зависимости. В каждой семье есть планшеты, компьютеры, и наши дети порой часами сидят за ними. А родители не хотят с ними играть, читать, разговаривать.
Слай№7. Четвёртая проблема – увеличилось число детей с эмоциональными проблемами (гиперактивные, дети с ЗПР и другие).
Слайд №8. Пятая проблема – рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд№9. В результате всего этого правительство обратило внимание на воспитание и образование детей в детском саду, и возникла необходимость в ФГОС ДО.
Так почему же возникла эта проблема, ведь недавно сады начали работать по ФГТ.
Во-первых, ФГТ (федеральные государственные требования) разрабатывались на основе Закона РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года, т. е. - на основе «старого» закона. Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. И ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования.
Во-вторых ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.
Отличие от ФГТ и в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и требования к результатам ее освоения, это принципиальное новшество. Таким образом, понятие ФГОС несколько шире понятия ФГТ.
Слайд№10. Стандарт ДО должен обеспечить исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.
Слайд№11. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Давайте рассмотрим проблемы современных семей.
1. вседозволенность или потеря духовности;
2. потеря института семьи;
3. скоротечный темп жизни;
4. Женская эмансипация; и другие.
Слайд№12 Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В системе новых образовательных отношений родители дошкольников и учреждение становятся партнёрами, объединяющие свои усилия для развития и воспитания детей.
Для успешного взаимодействия с семьёй необходимо разобраться с классификацией современных семей.
Слайд№13. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.
Для этих семей детский сад–это
1. хороший присмотр и уход за ребенком;
2. полноценное развитие;
3. оздоровление;
4. обучение и воспитание;
5. организация интересного досуга
Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях ( например: о веселых стартах или субботнике, о проведении круглого стола, утренника.)
Слайд№14.
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.
Эти семьи не хотят лишать ребенка:
1. полноценного общения;
2. игр со сверстниками;
3. развития и обучения.
Наша с вами задача – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. (организация Дней открытых дверей; совместное проведение досугов; групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии,; тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», КВН «Знатоки природы»;
-вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»);
-оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»; совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность».
Слайд№15. Третья группа – это семьи с неработающими мамами.
Они ждут от детского сада:
интересного общения со сверстниками;
получения навыков поведения в коллективе;
соблюдения правильного режима дня;
обучения и развития.
Задача воспитателя – выделить из этой
родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Слай№16. Четвёртая группа – это неполные семьи.
Эти семьи не хотят лишать ребенка:
1. полноценного общения;
2. игр со сверстниками;
3. развития и обучения.
Задача воспитателя - научить мать вести с ребенком честные беседы настроенные на понимание ситуации
- матери в беседах не подчеркивать, что можно обойтись без мужа
- убедить мать, что отец должен принимать участие в воспитании детей
- нельзя разрушать образ отца в понимании ребенка
- разработка индивидуальных проектов для совместного выполнения родителей и детей
- конкурс семей «Ключ семейного счастья»
Слайд№17. Принципами взаимодействия с родителями являются.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Слайд№18. В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению качества педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Педагоги убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Уверены, что наши воспитанники легко адаптируются в школе.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
Сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Слайд№19.
Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только сотрудничество и труд,
Нам личность в будущем дадут!».
Слайд№20. Спасибо за внимание.