Приложение МААМ

Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Елена Михайловна Иванова
Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценка. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.

Публикация «Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО» размещена в разделах

В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом, включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются и формируются навыки и привычки адекватной учебной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты. Учебная самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании учебной самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования учебной самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития учебной самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности учебной самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Учебно-воспитательный процесс в начальной школе, который состоит из ряда учебных дисциплин, должен способствовать не только усвоению специфических знаний, предусмотренных программой, но и становлению обучающегося как личности. Таким образом, задача учителя способствовать формированию адекватной, объективной учебной самооценке каждого ученика, как основы развития познавательной самостоятельности младших школьников. Что такое самооценка? В педагогике понятие «самооценка» имеет большое значение во всех основных ее категориях: обучение, воспитание и развитие. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко приведено следующее определение: «Самооценка - суждения человека о степени наличия у него тех или иных качеств, свойств в соотношении их с определенным эталоном, образцом. Самооценка - проявление оценочного отношения человека к себе. Самооценка является результатом прежде всего умственных операций - анализа сравнения, синтеза». Самооценку связывают с самосознанием. Элементарные формы самосознания, в том числе и самооценки, закладываются и развиваются уже в дошкольном возрасте, в процессе игры. Во-первых, это воспитание потребности в самопознании, в самооценке и анализе своего поведения и деятельности. Это помогает детям в правильной и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения. И главное, это создание у детей установки на самовоспитание, выработка нетерпимости к выявленных недостатков, настойчивого желания исправить их. То есть учитель начальных классе должно начинать

не с белого листа, а учитывать то, какие представления, потребности и установки сформированы в дошкольном возрасте или в детском саду, то в семье. Самооценка в процессе обучения рассматривается как метод повышения учебно-познавательной деятельности и контроля учебной деятельности. Учебная самооценка предполагает критическое отношение к своим способностям и возможностям и объективное оценивание достигнутых успехов. Очень важным аспектом работы учителя в этом направлении налаживание сотрудничества с родителями. Потому что от стиля семейного воспитания и ценностей, которые закладываются в семье, зависит отношение ребенка к себе, к обучению, уровень его притязаний и морально-этические нормы поведения, которые являются основой воспитания в начальной школе. Таким образом, учебная самооценка как основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. А ее формирование - как сложный и динамичный процесс на который влияют как внешние, так и внутренние факторы, которые являются движущей силой в деятельности и поведении личности. Младший школьный возраст - особый период в жизни ребенка. Его еще называют вершиной детства. С приходом ученика в школу происходит перестройка всей системы его отношений к действительности. Школьник сохраняет много дошкольных качеств - легкомыслие, непосредственность, взгляд на взрослого «снизу вверх». Но в этот период у него появляется другая логика мышления. Обучение для него - значимая деятельность. В школе ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются его интересы, ценности и жизненный уклад. С 7-летнего возраста возникает осознание возможности собственных действий, ученик начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Младший школьник осознает свои личные качества (добрый, внимательный, послушный, честный и т. д.). Прежде всего, дети осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие. Именно в этот период возникает внутренняя, личностная сознание, начинает формироваться Я-концепция маленького человека. Фактически, успехи в школе и в жизни в целом не менее зависят от представлений личности о своих способности, чем от самих способностей. В начальной школе учебная деятельность всех учеников поддерживается преимущественно за счет самоудовлетворения, роста самооценки, самоуважения, осознания необходимости обучения. Учебная самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Учебная самооценка – одно из проявлений самосознания личности. От нее зависит стиль поведения. Именно она является основой сравнения себя и своего потенциала с теми требованиями и задачами, которые выдвигают разные ситуации социального взаимодействия. У младших школьников зачастую учебная самооценка неустойчивая, недифференцированная, постепенно развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать и обобщать знания о себе. Учебная самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.

Основные функции самооценки :

• констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);

• мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

• проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить) Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребёнка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В младшем школьном возрасте мы, взрослые, можем активно воздействовать на ученика, так как для него ещё важны наше признание и одобрение, присутствует желание заслужить похвалу от взрослого. Ребёнку важно получать от учителя подтверждение своей значимости. Именно поэтому оценочная деятельность, как важный элемент образования, входит в состав универсальных учебных действий. Стимулом для этого является похвала, хорошая оценка. Поэтому для этого возрастного периода важно: 1.«Учить, играя» или «играя, учить». Игра - это образ жизни и деятельности ребенка. Играть - это всегда весело, интересно. Во время игры ребенок подсознательно, без напряжения усваивает, и закрепляет очень много информации, что благоприятно сказывается на самооценке ребенка, в частности учебной. 2. Создание ситуации успеха для ребенка, формирование у него веры в собственные силы, данный фактор основной при формировании учебной самооценки ребенка. 3. Развивать естественную любознательность ребенка, сделать процесс обучения интересным для младших школьников, интерес будет способствовать повышению уровня учебной самооценки обучающегося. 4. Установить позитивные отношения с родителями школьников. От отношения к школе и к учительнице всей семьи и ребенка зависит и желание этого ребенка учиться и формируется, и развивается учебная самооценка. Научить учеников разделять сложные задачи на этапы и выполнять эти этапы последовательно. Это снизит у ребенка напряжение перед большими и сложными задачами, придаст ему уверенности и научит планировать свою деятельность и совершенствовать учебную самооценку. Итак, одним из путей формирования у младших школьников оптимального способа учебной самооценки является сотрудничество со взрослыми, анализ и совместное обсуждение содержательных сторон деятельности. Если самооценка базируется на осознанных результатах самоконтроля, размышлениях о себе и других, она становится реальным помощником школьникам в определении своих путей в будущем. Формирование учебной самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке. В работе используют методы и приемы, направленные на формирование адекватной учебной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. Были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы – вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр.

Для формирования учебной самооценки младших школьников педагогом на всех уроках по разным учебным предметам могут быть использованы различные приемы работы.

К примеру, учитель на уроках может использовать такое упражнение - «Не хочу хвалиться, но.» Каждому ученику предлагается закончить фразу –

«Не хочу хвастаться, но.».

«Эмоциональный светофор»

Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать «уровень задания», который выбрал ученик, объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

Графическое изображение приема «Солнышко и туча»

«Солнышко улыбается» - Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.

«Солнышко серьезное» - Я СТАРАЛСЯ.

«Тяжелые тучи» - Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.

Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).

Прием «Древо творчества». Графическое изображение приема «Древо творчества»

Данный прием используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках по обобщению и систематизации знаний.

Учащимся в конце урока выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое учебное задание, выполненное

уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания.

Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки.

На уроках применяются следующие виды формы самооценки?

1. Речевые

2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.)

3. Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек)

4. Шкалы

5. Таблицы

6. Портфолио

7. Лист достижений

Наиболее простым инструментом считаю знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из тр х цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

• Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

• ж лтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,

• зел ный — благополучия: мне вс ясно, я с этим справлюсь.

2. Светофор, другой вариант той же методики, да т мне возможность посылать сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же тр х цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, ж лтую или зел ную карточку, сообщая о том, насколько им по

силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

3. Смайлики

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

Используемые приемы и методы были ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в

развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.

В ходе работы по формированию самооценки наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обр л здоровую, спокойную уверенность в себе и адекватную самокритичность. Это позволит реб нку осознать свои возможности, развить их и реализовать.

Литература: 1. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3

2. Столярова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ.

3. Цукерман, Г. А., Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман. М., ОИРО, 2010

4. Виноградова Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

5. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

6. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе : методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. – М: Просвещение, 2016 г. - 53 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Оформление учебной комнаты «Летнее настроение»Оформление учебной комнаты «Летнее настроение» Из четырех времен года: зимы, весны, осени, лета, последнее мое любимое время года. Три летних месяца дарят нам много хорошего, интересного,.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Фотоотчет об учебной пожарной тревоге в детском садуФотоотчет об учебной пожарной тревоге в детском саду Декада безопасности. В течение двух недель педагоги обогащали, уточняли, систематизировали и закрепляли знания детей по теме безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО
Опубликовано: 11 июля 2022 в 06:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование учебной самооценки у младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Иванова (УИ 3017411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД