ФАИНА ТХАМАДОКОВА
Картотека дидактических игр, основанных на кругах Эйлера «Пересечение»
Картотека ДИ основанных на кругах Эйлера вида пересечение.
Введение.
Модели кругов Эйлера могут быть с успехом использованы в ДОУ в различных областях развития.
Они способствуют развитию неординарной форме мышления, развитию логики и памяти у детей.
Сначала постараемся разобраться, что такое круги Эйлера, и кем они были изобретены.
Публикация «Картотека дидактических игр, основанных на кругах Эйлера „Пересечение“» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Множества
- Темочки
Круги Эйлера– это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех
пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.
Соотношение объемов понятий по отношению друг к другу является ключевой характеристикой, определяющей круги Эйлера.
Круги Эйлера располагаются по разному. Рассмотрим вариант, когда круги пересекаются. Такой вид кругов Эйлера называют пересечение
(частичное совпадение). В данную категорию входят понятия, имеющие общие элементы, находящиеся в отношении перекрещивания. То есть объем одного из понятий частично входит в объем другого. Например,А- «горожанин», а в качестве В – «автоводитель».
Представляю вам картотеку ДИ, основанных на кругах Эйлера вида пересечение, которую можно применить в разных областях развития:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Схема кругов Эйлера пересечение :
Пересечение (частичное совпадение) :
Художественно- эстетическое развитие.
1. Д И «Найди мячи с похожими признаками».
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знание цветов и форм; развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
Геометрическая схема кругов Эйлера пересечение; карточки с изображением мячей разного цвета, размера и с различными геометрическими фигурами.
Ход игры:
Играют два игрока. Ходят поочередно. Выбирают карточку и определяют ее место в кругах. Если какие то признаки мячей можно отнести к обеим кругам, то кладут в пересечение кругов. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
2. Д И «Угадай, какой цвет получится?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знание цветов, развивать внимание, память.
Материал:
Прозрачные сосуды с водой, гуашь, кисточки, простые карандаши.
Ход игры:
Играют два, и более игроков. Простым карандашом рисуют схему кругов Эйлера пресечение. Начинают раскрашивать круги в разные цвета до пересечения. Каждый игрок называет цвет, который должен получиться в пересечении. Затем продолжают раскрашивать круги в месте их пересечения. Выигрывают те, кто правильно угадал получившийся цвет в пересечении кругов.
Социально- коммуникативное развитие.
1. Д И «Кто каким атрибутом пользуется в своей профессии?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знание профессий, развивать внимания и логическое мышление.
Материалы:
Схема кругов Эйлера пересечение, карточки с изображением людей разных профессий и их атрибуты.
Ход игры:
В один круг ставят карточки с изображением людей разных профессий. В другой круг атрибуты разных профессий. В пересечение кругов нужно выложить карточки с изображением людей определенной профессии, и соответствующие атрибуты.
2. Д И «Что общего?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; учить находить общие признаки предметов, развивать внимание, логическое мышление.
Материал:
Схема кругов Эйлера пересечение, карточки с изображением разных предметов, карточки с изображением области применения предметов, карточки с изображением разного материала.
Ход игры:
В один круг выкладывают карточки с изображением предметов. В другой круг карточки с изображением области применения предметов и карточки с изображением материалов. В пересечение выкладывают карточку с изображением предмета из круга А, и соответствующие карточки из круга В (где применяют этот предмет, материал, из готорого сделан этот предмет).
3. ДИ «Найди место в круге»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; учить детей определять общие признаки, развивать внимание.
Материал:
Мел, карточки с изображением разных видов каш.
Ход игры:
На асфальте рисуют большую схему кругов Эйлера пересечение. Воспитатель спрашивает кто какую кашу любит, и предлагает выбрать детям соответствующие карточки. Дети должны найти место в схеме кругов Эйлера пересечение. Ребенок, который любит один вид каши, становится в тот круг, где находятся дети с похожими предпочтениями. Дети, которые любят два вида каши, становятся в пересечении кругов.
Познавательное развитие:
1. ДИ «В какой круг положить?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знание классов животных; развивать внимание и память.
Материал:
Схема кругов Эйлера пересечение, карточки с изображением разных животных.
Ход игры:
Играющие выбирают карточки и определяют их место в кругах. Животных разных мест обитания расставляют в разные круги, а животных общего места обитания в пересечение кругов.
2. Д И «В какой круг определить фигуру?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знания свойств объемных фигур, развивать память, логическое мышление.
Материал: Схема кругов Эйлера пересечение, объемные фигуры.
Ход игры:
Воспитатель задает вопрос: в какой из этих кругов поставить фигуру, если в первый круг можно поставить ту, которую
можно покатить, а во второй круг, ту которую можно поставить? Ребенок должен определить правильное место для фигуры в кругах. Цилиндр и конус поставить в пересечение.
3. Д И «Придумай постройку»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; Учить детей анализировать постройку; развивать логическое мышление.
Материал:
Схема кругов Эйлера пересечение, набор плоских или объемных геометрических фигур, различных по размеру, цвету и форме.
Ход игры:
В те части кругов, где не коснулось пересечение, воспитатель выкладывает разные фигуры. Игрок должен соорудить постройку из фигур, принадлежащих кругам А и В, и расположить ее в пересечении кругов.
Речевое развитие.
1. Д И «К какой сказке относится персонаж?»
Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера пересечение»; закрепить знание сказок, развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
Схема кругов Эйлера пересечение, карточки с названием сказок, карточки с изображением персонажей различных сказок.
Ход игры:
Воспитатель выбирает две карточки с названием сказок и выкладывает по сказке в каждый круг. Затем показывает карточку с изображением персонажа сказки. Дети определяют место этой карточки в круге. Если персонаж относится и к одной и к другой сказке, карточка кладется в пересечение кругов; если персонаж относится к одной из сказок, то карточка кладется в тот круг, где лежит карточка с названием сказки, к которой относится этот персонаж; если персонаж не относится ни к одной из сказок, то карточка убирается.
2. ДИ «Найди буквы с похожими характеристиками»
Материал: Схема кругов Эйлера пересечение; карточки с изображением печатных букв; карточки с изображением прописных букв.
Ход игры:
В пересечение ставятся буквы со схожими характеристиками.
Варианты:
1. обозначающие мягкий звук;
2. обозначающие твердый звук;
3. обозначающие только твердый звук;
4 обозначающие только мягкий звук;
5. обозначающие гласные звуки;
6. обозначающие согласные звуки;
7. шипящие;
8. звонкие;
9. глухие;
3. ДИ «Найди слова, содержащие похожие слоги»
Материал: Схема кругов Эйлера пересечение; карточки с изображением слов.
Ход игры:
Слова расставляются в круги А и В. В пересечение ставятся слова, которые содержат одинаковые слоги. Например слог НА. В пересечение ставят слова, содержащие слог НА.