МААМ-картинки

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Камалова Анастасия Алексеевна
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

В последнее время, появляется все больше дошкольных образовательных учреждений, в которых существуют группы компенсирующей направленности. Группы создаются для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Такое учреждение призвано решать следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке рассматривается организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленная, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

 Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ОВЗ.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей с ребенком) и подчинить их работу общим целям и задачам.

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения, которые работают под руководством учителя-дефектолога - организатора и координатора всей коррекционно-развивающей деятельности.

Работа учителя-дефектолога в группах компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:

психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;

участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

осуществление связи с ГПМПК;

консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы.  Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.

Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой - по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  

 Третья коррекционно-развивающая деятельность всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики;

организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.

Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

   На начало года психологической службой проводится углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

  Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи.

Тесное взаимодействие с инструктором по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.

Инструктор по физической культуре:

осуществляет укрепление здоровья детей;

совершенствует психомоторные способности дошкольников; 

изучает двигательную сферу воспитанников с ОВЗ, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Детский  психиатр:

определяет нервно-психический статус детей;

следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия;

консультирует специалистов ДОУ по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения;

осуществляет консультирование родителей.

Медицинская сестра

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров;

осуществляет тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой.

 Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Основные направления взаимодействия с семьей:

коллективные (собрания, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Служба доверия»);

наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ).

   С целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ, в детском саду под руководством педагогов, организовывают совместные праздники: читают стихи, поют песни, танцуют, разыгрывают театральные сценки.

Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ «Лягушка-путешественница» •Цель: Формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Комплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группыКомплексное занятие «Грибочки для белочки» для детей младшей группы Программное содержание: Расширить и уточнить представления детей о белочке, о внешнем виде, чем питается. Вызвать у детей желание помочь.

Комплексное занятие «Вода-волшебница» для детей средней группы Цель занятия: выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Материал:.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет)НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6–7 лет) НОД. Комплексное занятие на тему: «Пингвины на льдине» (для детей 6-7 лет)Образовательные области: Познание. Развитие речи. Физическое.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 21:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД