Папки-передвижки

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Т]-[Д]» для обучающихся 2–3 классов

Ирина Ларионова
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Т]-[Д]» для обучающихся 2–3 классов

Ларионова И. И.

Конспект группового логопедического занятия по теме : «Дифференциация согласных звуков и букв д – т» для обучающихся 2 – 3 классов с нарушением письма и чтения, обусловленным НВ ОНР.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Д – Т.

Цель: Учить детей различать согласные звуки и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Дифференциация согласных звуков и букв [Т]-[Д]“ для обучающихся 2–3 классов» размещена в разделах

Задачи:

1. Уточнить артикуляции звуков д-т, установить различия по звонкости-глухости, опираясь на зрительный и кинестетический анализаторы.

2. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа на материале слов со сложной слоговой структурой.

4. Закреплять понятие о смыслоразличительной роли звуков и букв д-т.

5. Формировать практические навыки подбора родственных слов.

6. Активизировать и обогащать словарный запас обучающихся по теме : «Профессии».

7. Воспитывать навыки грамотного письма.

8. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование:

1. Индивидуальные зеркала.

2. Сигнальные карточки с буквами д, т.

3. Слоговая таблица.

4. Предметные картинки с изображением сказочных персонажей: Доктора Айболита, Почтальона Печкина.

5. Предметные картинки, изображающие профессии людей: портной, доктор, художник, строитель, архитектор.

6. Предметные картинки, изображающие предметы, принадлежащие людям этих профессий.

7. Звуковые линейки с буквами д – т.

8. Кроссворд к игре «Кто что делает?»

9. Конверты с письмами.

10. Таблица «План характеристики звуков»

11. Индивидуальные карточки с пословицами.

12. Мяч.

13. Карточки с родственными и словарными словами (труд, трудовой, трудный, трудолюбивый, архитектор).

Ход занятия.

1. Организационный момент

Логопед. Читает стихотворение:

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед. Чтобы узнать тему занятия, я предлагаю вам отгадать загадку:

«Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый …»

Дети. Доктор Айболит. Вывешивается картинка.

Логопед. Определите первый звук в слове доктор.

Дети. В слове доктор первый звук д.

Логопед. Определите последний звук в слове Айболит.

Дети. Последний звук в слове Айболит – т.

Дети. Сегодня на занятии мы будем различать звуки д-т.

3. Уточнение артикуляции звуков.

Логопед. Посмотрите в зеркало, произнесите звук т. Где находится кончик языка? Произнесите звук д. Где находится кончик языка?

Дети. За верхними зубами.

Логопед. Произносим звуки т-д, ушки закрываем руками.

Логопед. Чем похожи звуки т-д?

Дети. Язычок за верхними зубами.

Логопед. Чем различаются звуки?

Дети. [т] – глухой, т. к. ушки молчат.

[д] – звонкий, т. к. ушки дрожат.

4. Характеристика звуков т-д по таблице.

Логопед. Дайте полную характеристику звукам т, д.

Дети. [т] – согласный, глухой, твёрдый.

[д] – согласный, звонкий, твёрдый.

Логопед. Чем похожи звуки?

Дети. Звуки согласные, твёрдые.

Логопед. Чем различаются звуки т-д?

Дети. Звук т – глухой, а звук д – звонкий.

5. Соотнесение звука с буквой.

Логопед. Запишите букву, которая обозначает звук д. Разложите её на элементы. Сколько их?

Дети. Записывают букву д. д – два элемента.

Логопед. Запишите букву, которая обозначает звук т. Разложите её на элементы. Сколько их?

Дети. Записывают букву т. т– три элемента.

6. Чтение слоговых таблиц.

Логопед. Читаем слоги парами, 1 столбик, 2 столбик, 3 столбик, 1 строчку, 3 строчку, 4 строчку, 2 строчку.

Да – та та – да ата – ада

До – то то – до ото – одо

Ду – ту ту – ду уту – уду

Ды – ты ты – ды аты – ады

Логопед. Какими буквами различаются слоги?

Дети. Буквами Д-Т.

7. Выделение звуков д-т на слух из слов.

Логопед. К нам на занятие пришёл ещё один сказочный персонаж. Кто это?

Дети. Почтальон Печкин (картинка).

Логопед. Что делают почтальоны?

Дети. Разносят письма.

Логопед. Печкин принёс нам три конверта с письмами. Чтобы открыть одно из них, нужно выделить звуки д-т на слух из слов :

Доярка, штукатур, садовник, художник, пастух, портной, продавец, пилот, почтальон.

Логопед читает слова, а дети поднимают сигнальные карточки с буквами д, т.

Логопед. Подумайте и назовите одним словом перечисленные слова.

Дети. Профессии.

8. Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд (звуковая линейка).

Логопед. Вот теперь можно открыть первое письмо.

Дети читают: «Дорогие дети! Помогите нам отыскать свои вещи! Жители Города Мастеров».

Логопед. Как вы думаете, кто живёт в Городе Мастеров?

Дети. Мастера.

Логопед. Кто такой мастер?

Дети. Варианты ответов.

Логопед. Мастер – человек любой профессии, который хорошо знает своё дело. Перечислите профессии из предыдущего задания, которые вы запомнили.

Дети. Вспоминают профессии.

Логопед. А теперь посмотрим, кому нужна помощь.

На доске картинки:

Дети берут картинки, на которых изображены предметы для определённой профессии, ставят её напротив нужной картинки и говорят: «Это нужно портному (художнику, доктору, строителю)»

Логопед. Назовите предметы, в которых присутствуют звуки д, т.

Дети. У портного – нитки, лента.

У доктора – таблетки, чемодан, халат (фонендоскоп – словарное слово).

У художника – кисточки (палитра, мольберт – словарные слова).

У строителя – тачка, рулетка, ведро.

Логопед. На звуковых линейках покажите место звуков д, т в словах: портной, доктор, художник, строитель.

Дети. В слове портной звук т стоит на 4 месте, в слове доктор звук д стоит на 1 месте, а звук т – на 4 месте, в слове художник звук д стоит на 3 месте, в слове строитель звук т стоит на 2 месте.

Логопед. Начертите графические схемы слов: таблетки, молоток, мольберт, чемодан.

Дети по одному выходят к доске и рисуют схемы слов с речевым сопровождением (остальные работают в тетрадях).

___ ___ ___ ___

___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

… …. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .

т т т т д

9. Игра «Наоборот».

Логопед. Чтобы открыть второе письмо, нужно изменить звук в слове и назвать получившееся (игра с мячом) :

Логопед Дети

том дом

дачка тачка

плоды плоты

творцы дворцы

Логопед. Подумайте, может ли один звук изменить значение слова? Докажите.

Дети. Да, может (каждый ученик анализирует по желанию выбранную пару слов).

10. Закрепление понятия о смыслоразличительной роли букв д,т.

Логопед. Открываем второе письмо: «Дети! Помогите мне закончить стихотворение и прочитайте, что получится. Поэт»

Логопед раздаёт детям карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы : д-т.

Назовём мы книгу. ом

Для жилья построим. ом

По реке плывут пло. ы

Зеленеют на ветвях пло. ы

Вот тележка. Это. ачка

Дом в саду зовётся. ачка

Архитекторы - .ворцы

Строят чудные. ворцы

Дети. Читают свои предложения.

11. Словарная работа.

Логопед. Кто построил дворцы?

Дети. Архитекторы.

Логопед. Кто такой архитектор? Архитектор – это художник и строитель, но он не строит здание, а придумывает его строение, поэтому поэт его назвал творцом (картинка, карточка со словом).

архитектор

Логопед. Какая схема подходит к слову архитектор? Почему?

/ /

___ ___

___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

т т т т

Дети. Первая схема, потому что в слове архитектор 4 слога.

12. Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх, правую вверх,

В стороны, накрест.

В стороны, вниз.

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два (дети маршируют)

Садиться нам пора.

13. Открываем третье письмо.

Логопед. «Дорогие ребята! У нас вышел спор. Кто самый главный житель в Городе Мастеров?» Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд «Кто что делает?»

1. ФОТОГРАФ

2. ПРОДАВЕЦ

3. ШТУКАТУР

1. Кто фотографирует?

2. Кто продаёт?

3. Кто штукатурит?

Логопед. Кто догадался, кто же самый главный в Городе Мастеров?

Дети. Труд.

Логопед. Вставьте пропущенную букву в полученном слове. Докажите правильность своего ответа.

Дети. Букву д, потому что проверочное слово труды.

14. Подбор родственных слов.

Логопед. Подберите родственные слова к слову труд, которые отвечают на вопрос какой?

Дети. Трудный, трудолюбивый, трудовой.

Логопед. Какое слово объединяет все эти слова?

Дети. Труд.

Логопед. Как называется общая часть родственных слов?

Дети. Корень.

Логопед. Запишите в тетрадь слова: труд, трудный, трудовой, трудолюбивый. Выделите корень.

15. Анализ предложения.

Логопед. Вспомним мудрость народа о труде (детям раздают индивидуальные карточки). В предложениях вставьте пропущенные буквы д-т, прочитайте пословицы.

Без. ру. а не вы. ащишь и рыбку из пру. а.

Кто люби. .ру., .ого люди ч. у. .

.ру. корми., а лень порти. .

Какие. ру. ы, .акие пло. ы.

Взаимопроверка. Дети парами меняются карточками и проверяют правильность написания пословиц.

Логопед. Объясните, как вы понимаете смысл прочитанной пословицы.

Дети. Каждый ученик читает пословицу на карточке и объясняет её смысл.

Логопед. Запишите графические схемы этих пословиц.

___ .

___ ___ ___ ___ __ ___ ___ ___

т т д

Дети. Один ученик записывает у доски, а остальные – в тетрадях.

Логопед. Сколько слов в этом предложении? Назови третье, первое, шестое.

На каком месте стоит слово, в котором есть буква Т, Д?

16. Итог занятия.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны.

Чему мы учились сегодня на занятии?

Дети. Различать буквы и звуки д-т.

Логопед. Чем похожи и чем различаются звуки д-т? Какой буквой обозначается звук д (т)?

О каких профессиях вы узнали на занятии?

Как вы думаете, какая профессия самая важная? Почему?

Рефлексия.

Логопед. Оцените свою работу на занятии с помощью смайликов. Выберите смайлик, похожий на ваше настроение. Покажите его.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков и букв [Т]-[Д]» для обучающихся 2–3 классов
Опубликовано: 23 августа 2022 в 18:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД