Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»

Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука Р в словах»

Тема: Автоматизация звука Р в словах.

Цели:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука Р;

- закрепить правильное произношение звука Р в словах;

- развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки Р-Л;

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

- формировать навыки словообразования и словоизменения: закреплять умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с количественными числительными;

- закреплять умение проводить слоговой и звуковой анализ слов,

- воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь нуждающемуся.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, фигурка сороконожки и ее сапожки из цветного картона на магнитной доске; кукла Золушка или картинка с её изображением, предметные картинки с изображением цветов (розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины, гладиолусы); игрушечное ведерко; слоговая пирамида; пластиковые фигурки рыбок со скрепками на носиках, удочка с магнитом, изображение озера, игрушечный грузовик, муляжи овощей, предметная картинка «рак», звуковые квадраты для составления схемы слова, артикуляционный профиль звука Р.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.

- Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.

Выполняются упражнения: «Улыбка», «Бегемотик», «Хоботок», «Лошадка», «Грибок», «Парус», «Маляр», «Гармошка».

III. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Повторим пальчиковое упражнение «Пальцы – дружная семья».

IV. Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Р в словах. Но не просто так. Мы будем делать добрые дела. Пусть сегодня будет день добрых дел.

V. Характеристика звука Р по акустическим и артикуляционным признакам.

- Как же правильно произносить звук Р? В каком положении должны находиться губы, зубы, язычок? (Используем артикуляционный профиль звука Р)

При произнесении звука р:

- губы полураскрыты,

- зубы разомкнуты,

- широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

- Произнеси звук Р длительно. Прокатись на машинке по горам.

- Какой это звук: гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

- Этот звук твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему ты так считаешь?

- Ну что ж, садимся в автомобиль и в путь! (Ребенок движется, изображая себя за рулем, произносит протяжно звук Р – так работает мотор)

VI. Автоматизация звука Р в слогах.

- Ой, кто это? Сороконожка! Послушай, что она говорит:

Трудно жить сороконожке,

Надевать самой сапожки.

Вот помог бы кто-нибудь

Мне сапожечки обуть.

- Давай поможем сороконожке.

(На магнитной доске сороконожка и её сапожки. Ребенок «обувает» сороконожку и называет слоги, написанные на сапожках)

VII. Автоматизация звука Р в словах

- Отправляемся дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

- Стой! Кажется, кто-то плачет. Посмотри, да это же … Золушка. Злая мачеха приказала ей к завтрашнему дню посадить на клумбе цветы со звуком Р в названии. Золушка никак не успевает. Ей нужна наша помощь.

- Посмотри на картинки. Назови цветы, в названии которых есть звук Р. (Розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины)

1. Деление слов на слоги.

- Поделим эти слова на слоги и разложим картинки так: внизу – цветы, названия которых состоят из 4 слогов, выше – из 3 слогов, еще выше – из 2 слогов, а на самом верху – из 1 слога. Нам поможет в этом слоговая пирамида.

- А теперь пора ехать дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

2. Развитие навыков словоизменения. Согласование существительных с количественными числительными.

- Стоп! Мы приехали на берег озера. Кто это сидит там у самой воды? Это кот Матроскин ловит рыбу. Но что-то он такой грустный, наверное, не клюет. Может, нам удастся поймать рыбешку коту.

(Ребенок с помощью магнита «ловит» удочкой рыбок в пруду. Складывает их в ведерко и считает).

3. Подбор родственных слов к слову «рыба». (Игра с мячом)

- А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Подберем родственные слова к слову «рыба».

- Маленькая рыба - … рыбка. А ласково - …рыбешка.

Тот, кто ловит рыбу - …рыбак. А по-другому - … рыболов.

Удить рыбу – значит … рыбачить. И это занятие называется … рыбалка.

Суп из рыбы какой? …рыбный. А поселок рыбаков какой? … рыбацкий.

4. Фонематический анализ слова «рак».

- А теперь отгадай загадку и узнаешь, кого поймал в озере кот.

На дне озера живет,

Ходит задом наперед.

Все под водой

Хватает клешней.

(Рак)

- Проанализируем слово «рак».

5. Развитие навыков словоизменения. Согласование прилагательных с существительными.

- Поедем дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

- А здесь огород. Это заяц вырастил богатый урожай. Что вырастил зайка? (Морковь, картофель, огурцы, помидоры, кукурузу)

- Что «лишнее»? (Кукуруза) Почему? (Остальное овощи, а кукуруза – полевое, зерновое растение) Какие же овощи у зайца?

- Огурцы хрустят, значит они …хрустящие огурцы.

- Картошка по размеру большая, значит …крупная картошка.

- Помидоры по цвету какие? … Красные помидоры.

- А морковь какая по цвету?. Оранжевая морковь.

6. Развитие навыков словообразования. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Поможем зайке погрузить овощи в кузов грузовика. Кладем овощи в кузов и называем их ласково.

X. Развитие фонематического восприятия.

Компьютерная развивающая игра, направленная на дифференциацию звуков Р-Л «Разложи картинки по коробкам».

- Вот сколько добрых дел мы сделали. Но и родителям нужно помогать, и одноклассникам. Наведи порядок у себя на столе: разложи картинки по коробкам.

XI. Подведение итогов.

- Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?

Да, делать добрые дела, помогать другим тоже приятно.

- Правильное произношение какого звука мы отрабатывали на сегодняшнем занятии?

- Как правильно произносить звук Р?

Использованная литература

1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.

5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт. -сост. Косинова Е. М. – М.: ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» Тема: Автоматизация звука Л в словах. Цели: - уточнить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. • Продолжать учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального логопедического занятия Направление деятельности: коммуникативная Доминирующая образовательная область: речевое.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в словах» Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ш» Цель- автоматизировать звук Ш в слогах и словах Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»
Опубликовано: 17 мая 2018 в 22:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Сценарий праздника «Осенины у бабушки Арины и деда Матвея»
Осенины у деда Матвея и бабушки Арины. 2 младшая, средняя группа. Музыкальные руководители МДОУ "Колосок" Жулдыбина Ю. В, Пылихина О. М. Под...
Музыкально-дидактические игры как неотъемлемая часть интересного музыкального занятия
Музыкально-дидактическая игра - это один из самых интересных, ярких, красочных видов музыкальной деятельности. Дети всегда с большим удовольствием...
Мастер-класс «Маракуны из полимерной глины»
Маракун! Как вкусно в этом слове! Очень захотелось попробовать слепить французские миндальные пирожные макаруны. В последнее время они стали весьма популярны...