Получи документы

Конспект логопедического занятия «Звук [Р] и буква «Р»

Елена Алтухова
Конспект логопедического занятия «Звук [Р] и буква «Р»

ТЕМА: Звуки Р,РЬ, буква «Р».

Цель: Автоматизация звука [Р], знакомство со звуками Р, РЬ и буквой Р.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закрепление знаний о звуках и буквах.

2. Знакомство со звуком и буквой Р. Выделение звука [Р] из слогов, слов.

3. Расширение лексич. запаса в процессе закрепления поставленного звука

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие фонематического восприятия

Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Р] и буква „Р“» размещена в разделах

2. Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза

3. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

4. Развитие слухового восприятия и внимания

5. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса

6. Формирование графомоторных навыков

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формирование усидчивости

2. Формирование самостоятельности, доброжелательности

3. Развитие навыков сотрудничества

4. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Материалы и оборудование: предметные картинки, светофоры и звуковые планшеты на каждого ребёнка, слоги, алгоритм – памятка для звукового анализа.

Ход занятия.

Орг. момент. - Здр., ребята! Сегодня я приглашаю Вас на интересное занятие. У нас в гостях Ученый гном. Он приготовил для вас новые звуки ибукву. Вспомним, что такое звуки? Что такое буквы? Послушайте стих. Скажите какой звук чаще всего слышался в стихотворении? Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

Л: Мы сегодня познакомимся со звуками «Р», «РЬ», буквой Р

А сейчас сядет на место тот, кто придумает, произнесёт четко и положит своё слово со звуком Р в мои ладошки – лодочки. Подносит Л. ладошки к уху : «Слышу рычание»

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

Л. Возьмите зеркала и произнесите звук «Р».

Когда мы произносим звук «Р», что делают наши губы, зубы, язык?

Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.

Л: Когда мы произносим звук «Р» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда – язык. Раз есть преграда, значит, звук «Р» согласный.

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

-Звук произносим с голосом- “горлышко” работает. Значит, он какой? (Звонкий)

-Звук произносится твёрдо. Значит он какой? (Тв.) обозначаем синим цветом.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

«Р» - согласный, твёрдый, звонкий.

Как вы думаете, у зв. «Р» есть мягкая пара?, звук «Рь».) (обозн. зеленым цветом)

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два - повернись и в животных превратись! Прорычите звук Р как сердитый тигр. А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурр). А как дятел по дереву стучит? (ТРР) А как ворона каркает (Карр)

Развитие фонематического слуха.

Выделение звуков «Р, РЬ» в звуковом ряду : «Р», «Т», «Ж», «РЬ», «Р», «Ж», «РЬ»; из ряда слогов : РА, ОРЬ, ЖУ, РО, ША, УР, ОК, УРЬ, АР, РЁ;

Фонематич. Синтез Л. называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт

р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба

р,у,к,а – рука ш, а, р – шар)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМ. ВОСПРИЯТИЯ ИГРА: "Четвертый лишний".

СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

ШАР, РУЧКА. КОНФЕТА, РУБАШКА

РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

РИС, КАРЕТА, ПЕТУХ, РЕПА

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Откройте тетради на стр 46 задание 1

Нужно определить место звука Р в словах. Помните, если он звучит твердо, то обозначаем синим карандашом, если мягко - зелёным.

Что вы видите на 1 картинке? Это кран. Определите место звука р. Какой по счету звук Р в слове кран? Каким цветом закрашиваем квадрат? Р – твердый.

Закройте тетради.

ЗВУКОВЫЕ ПЛАНШЕТЫ Стих - алгоритм (ДЕТИ)

Роза, репа, двор, сухарь Сколько звуков? Назови звуки по порядку. Выкладывайте схему слова. Сколько звуков в слове? Сколько гласных в слове. Сколько согласных в слове? Сколько слогов в слове? Напишите сколько слогов в слове с помощью крестиков.

ФИЗМИНУТКА Встаньте прямо. Потянитесь.

Пошагайте. Наклонитесь

Руки вправо. Руки влево

Встаньте. Снова потянитесь И друг другу улыбнитесь.

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

- А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р.

На что похожа буква Р?

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Руку на бочок поставим

Мы друг другу Р представим.

- Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

Из каких элементов состоит буква Р?

Обведите мою букву Р в воздухе. Напишем букву Р на манке.

Давайте подумаем в какой домик поселим букву Р? Почему?

Р согласная, она согласна подружиться с гласными, а мы ей в этом поможем Если у них получится общая песенка, значит они подружились.

Чтение слогов на наборном полотне (по цепочке)

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Откройте тетради на стр 46 задание 2

Прочитайте букву в красном кружочке. Простым карандашом обведите все буквы Р.

Прочитайте слог в красном кружочке Простым карандашом обведите все слоги кар.

Составление слов из разрезных слогов.

- Подберите слоги так, чтобы получились слова.

РЫ БА РО ЗЫ РА МА РУ КА

Молодцы справились со словами, а теперь послушайте предложения Ученого гнома: Играем в игру: «Живое предложение»

Врач лечит людей.

Весной Рома ловит рыбу.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- С какими звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой?

- Что вы запомнили нового об этом звуке?

Ученый гном благодарят вас, дарит вам наклейки за хорошую работу.

Публикации по теме:

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия «Мы со звуками играем. Звук [С]» .

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Звук [Р] и буква «Р»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 00:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД