Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки [Д], [Д’], буква Д»

Лариса Сухопарина
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки [Д], [Д’], буква Д»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ЗВУКИ Д, ДЬ, БУКВА Д»

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с буквой Д;

- продолжать учить читать слова; выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы „Звуки [Д], [Д’], буква Д“» размещена в разделах

- выполнять звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв разрезной азбуки и переписывать слово в тетрадь;

- познакомить с правилом, что имена людей пишутся с большой буквы;

- учить преобразовывать слова ДОМ-ДЫМ- ДАМ- ДАМА.

- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

- продолжать развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов;

- развивать умение дифференцировать звуки по твердости- мягкости;

-закрепить умение определять место звуков в начале и в конце и слова;

- воспитывать умение слушать ответ другого человека;

- воспитывать умение правильно вести себя в обществе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- игрушки: одеяло, подушка, солдатик, дельфин, динозавр, помидор, карандаш, индюк, дерево, крокодил, ведро, набор посуды;

- картинки: дом, дорога, дерево, диван, дельфин, доктор;

- зеленые и синие ленточки;

-зеленая и синяя коробки;

- игрушки Старичок- Звуковичок, Мышонок, 2 куклы;

-ширма, наборное полотно;

- кассы, тетради, ручки, материал для звукового анализа;

- зеркала, магнитофон, «волшебная палочка»;

- карточка со словом ДОМ;

-звукобуквенный дом для согласных.

ИНДИВИДУАДЬНАЯ РАБОТА: следить за звукопроизношением Захара Ак., Леры М., Ани Б. ; активизировать внимание Олеси Р.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: объяснить значение слов «дам», «дама»; поговорить с детьми об именах.

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход НОД.

1. Орг. момент.

Раз-два-три-четыре-пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Подарите друг другу улыбки. (Дети садятся за столы).

2 Ребят слышите кто то к нам стучит?К нам в гости пришёл Старичок- Звуковичок и принёс волшебный сундучок. Для того,что бы открыть сундучок вам ребята надо выполнить все задания и замочек откроется.

По дороге к вам ребята старичок поймал песенку и принес ее нам. Послушаем? (Звучит аудиозапись).

Какой звук вы услышали в песенке?

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять

Но зато слышно. Что это? (Звук.) Давайте ребята вспомним; звуки мы слышим, произносим, а буквы-видим и пишем.

А давайте произнесём звук [д]. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы.

Значит звук Д-согласный, он бывает твёрдым и мягким.

А вы знаете, что у звука [д] есть младший братик- звук [д’]. Послушайте его: дь- дь- дь…Какой это звук? (Это согласный, мягкий, звонкий звук).

А звук [д] – согласный, твёрдый. Старичок- Звуковичок предлагает поселим звук [д] в синий домик, а звук [д’] в зелёный домик. Ну вот звуки рассели по домикам.

Послушайте ещё одну загадку

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд- приятель!»

И ставит подпись (Дятел).

Ребята на какую букву начинается слово дятел? Правильно на букву Д. Рассмотрите букву Д, на что она похожа? Дети рассматривают картинки с изображением буквы Д.

Первое задание. Ребята старичок- Звуковичок хотел бы с вами поиграть в игру «продолжи предложения, и определи положение буквы Д в словах».

В этом доме ты мне верь

Заперта надёжно (дверь).

Если влезть захочет вор

Он не попадёт во (двор).

В руках у Даши дудочка

А у Дани (удочка).

После дождя на небе появиться (радуга).

Девочка села на своё место и достала (тетрадь).

Второе задание. Ребята помогите старичку- Звуковичку найти для буквы Д друзей. Чтение слогов.

Третье задание. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Повтори за мной (каждому ребенку предлагается повторить серию слогов). Если услышите букву Д-похлопайте в ладоши. П,А,Ю. Д,У,Г,Ф,В,Д,Ч,. Если услышите слог с буквой Д потопайте ногами –ПА,ХО,ДА,СЕ,БЕ,ДО,ЧА,СУ,ДИ,РА,ПО,ДЕ.

Четвёртое задание. Ребята, возьмите ленточки и вставайте в круг. Игра «Сигнальщики». Я называю слова. Если в слове звук Д- вы поднимаете синюю ленточку, если в слове звук Дь- зеленую. В слове «дом» какой вы слышите звук (Мы слышим звук [д]); какой это звук (это согласный твердый звук, какую ленточку вы поднимаете (мы поднимаем синюю ленточку). Поднимаем синюю ленточку. Аналогично разбираем слово «дерево». Слова: душ, подарок, девочка, динозавр, доктор, дятел, следы, тетрадь. Присаживайтесь за столы.

Пятое задание. Что нарисовано на картинке? (Дом). Какой первый звук в этом слове, какой квадрат нужно положить, почему? (Аналогично с каждым звуком). Сколько всего звуков в слове «дом», сколько гласных звуков, сколько согласных звуков? Выложите из букв это слово, прочитайте его. У доски дети складывают из картинок слова; мёд, дыня, дятел.

Шестое задание. Что у меня в руках? (Волшебная палочка). Она загорится, и вы превратитесь в волшебников. Превратите слово «дом» в слово «дым». Как вы превратили? Прочитай слово. Превратите слово «дым» в слово «дам». Как вы его превратили? Прочитай. Превратите слово «дам» в слово «дама». Как вы превратили? Прочитай слово. Волшебная цепочка слово дом, в слова том, кол, пол, сом. Волшебная палочка погасла, и вы стали детьми.

Сделаем букву Д из пальчиков : покажите указательный и средний пальчики на правой руке, остальные пальчики сожмите в кулачок, опустите вниз и разведите в стороны, вот так сделайте перекладину из указательного пальца левой руки и соедините пальчики. Какая у нас получилась буква? Выложите эту букву на доске из ниток.

А давайте ещё поиграем пальчиками.

Физминутка ;

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Седьмое задание. Напишите букву Д в тетради.

Старичку – Звуковичку очень понравилось то как вы отвечали на занятии и вы справились со всеми заданиями и помогли открыть заветный сундучок. Вручает старичок детям медальки.

Итог занятия. Рефлексия.

- С какой буквой познакомились на занятии?

- Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука : [д] – согласный, твердый звонкий и [д’] – согласный мягкий звонкий.

- Так к какой группе мы должны отнести Д?

- Оцените свой труд.

- Кто считает, что он хорошо потрудился на занятии – похлопайте в ладоши.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы «Звуки [Д], [Д’], буква Д»
Опубликовано: 18 января 2022 в 23:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД