Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лабораторию»

Елена Злобина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лабораторию»

Вид НОД: познавательно - исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Тема «Путешествие в лабораторию»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Программное содержание:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в лабораторию“» размещена в разделах

Образовательные задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые, о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Продолжать учить детей проводить простейшие опыты. Способствовать формированию представлений о плесени, как живом организме, выявить ее свойства. Побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие задачи : развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Активизировать мыслительные процессы: развивать логическое мышление, любознательность, умение делать выводы и умозаключения. Способствовать развитию речевой деятельности в процессе проведения опытов: закрепить в речи слова – эксперимент, профессор, плесень. Способствовать развитию умения работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.

Воспитательные задачи: воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, помогать друг другу и умение прислушиваться к мнению сверстников. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: ноутбук, оборудование для импровизированной телестудии, оборудование для детской лаборатории, телефон, аудиозапись телефонного звонка.

Демонстрационный материал: коробка – посылка, с объектом исследования - плесенью на хлебе; конверт с письмом; пустая стеклянная бутылка; баночка с пищевым уксусом, закрытая крышкой; воздушный шарик; сода пищевая; сок лимона; вода; свеча; подсвечник; яблоки; лимоны; салфетки; разносы; песок; земля; схема и описание опытов.

Раздаточный материал: халаты, маски медицинские, лупы, пинцеты, перчатки, разносы, чашки Петри - на каждого ребенка; яблоки разрезанные, 1/2 лимона, блюдца, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа: работа с детьми в "Экспериментальном центре", беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание физминутки под музыку.

Методические приемы:

• Вводная часть – 5 минут.

Игра на единение группы «Назови свое имя», вопросы детям, чтение стихотворения.

• Основная часть – 18 минут.

Игровая ситуация "Телепередача" рассказ воспитателя; демонстрация объекта исследования - плесень на хлебе; рассказ ребенка о лаборатории в группе; индивидуальная работа; вопросы воспитателя; рассматривание плесени; эксперимент; наблюдение; ответы детей; проведение опытов; чтение стихотворения; загадка; пальчиковая гимнастика.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Обобщение воспитателя; чтение стихотворения о лаборатории.

Организация детей на образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Ход НОД:

I Вводная часть:

Дети стоят в кругу

Рады мы встречать гостей

Проходите поскорей,

В нашей группе так прелестно,

Грусти, зависти нет места

Все дружны и веселы,

Полюбуйтесь, вот и мы!

Всех по-разному зовут

Ну а как? Узнаем тут.

(Дети называют своё имя ласково)

II Основная часть:

Мир кино известен вам,

В доме есть телеэкран.

Он погоду всем расскажет

И мультфильмы вам покажет.

Пригласить хочу я вас

В телестудию сейчас,

В этой комнате работа

Есть для каждого своя,

Мы ведущими сегодня

Будем пробовать себя.

-Ребята, сегодня мы с вами ведущие телепередачи. До начала программы осталось совсем мало времени. Всё ли готово в студии? Телеведущих и оператора прошу занять свои места, а гостей места в студии. Пора выходить в эфир.

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые телезрители и гости в студии, мы начинаем нашу передачу. Сегодня в эфир выйдут рубрики: «Вы нам пишете, мы отвечаем», и «Контрольная закупка». Начнём передачу с рубрики «Вы нам пишете, мы отвечаем». Обзор писем проведёт Карташов Лаврентий (ребенок).

Ребё нок: - Добрый день! К нам на передачу пришло очень много писем. Вот одно из них, прочитайте, пожалуйста.

Воспитатель: (читает письмо)

«Пишет вам Анна Ивановна. У меня на хлебе образовалось странное вещество. Что это? Можно ли это употреблять в пищу? Помогите, пожалуйста».

(вносят посылку с заплесневелым хлебом, смотрят, удивляются)

Воспитатель: - Да, вещество на хлебе очень интересное и необычное. Узнать об этом нам помогут в научной лаборатории, куда мы сейчас и отправимся.

(отправляются в лабораторию)

Воспитатель: - Вы смотрите прямое включение из научной лаборатории.

В лаборатории работают учёные, проводят опыты, которые помогают сделать новые открытия в науке. В лаборатории нас встречает профессор Алина. Здравствуйте, профессор.

Ребё нок: - Здравствуйте, очень рада вас видеть в своей лаборатории. Я хочу немного рассказать о ней. (рассказывает о лаборатории)

Воспитатель: - Ребята, учёные в лаборатории работают в халатах, я предлагаю вам надеть халаты.

- Профессор, к нам пришло письмо и необычная посылка, нам необходимо узнать, что за вещество образовалось на хлебе и можно ли его употреблять в пищу. Посмотрите, пожалуйста.

Ребё нок: (смотрит) - Да, вещество интересное.

Воспитатель: - Вещество с неприятным запахом, я предлагаю надеть маски и перчатки. Я думаю нам необходимо обследовать это вещество, рассмотреть его через увеличительное стекло (рассматривают при помощи пинцета и лупы).

- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (дети подбирают соответствующие прилагательные).

-Я думаю, ребята, это плесень. Плесень – это грибок, появился он гораздо раньше самого человека. Плесневелые грибки распространены практически всюду, распространяются они по воздуху в виде мельчайших частиц. При попадании на сырую, плохо проветриваемую поверхность плесень прорастает тонкими нитями. Плесень обожает грязь. Плесень прекрасно себя чувствует в холоде, при потеплении начинает расти. Даже в очень сильные морозы она не погибает.

- Как вы думаете, можно употреблять в пищу плесень (ответы детей)

- Давайте посмотрим, что же произойдет с плесенью в кислой среде. (положить плесень в баночку с уксусом, наблюдать)

- С плесенью ничего не произошло даже в кислой среде, она продолжает жить и развиваться. При попадании плесени в желудок человека, развиваются различные заболевания и аллергия.

- Как вы думаете, что мы ответим нашей телезрительнице? (ответы)

- Заплесневевшие продукты нужно сразу же выбрасывать.

Ребё нок: - Сейчас я хочу провести интересный эксперимент.

Воспитатель: - Что такое эксперимент?

Ребё нок: - Эксперимент - это опыт, который проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих суждений.

Ребё нок: - Нам понадобится пустая бутылка, воздушный шарик, сок одного лимона, вода, пищевая сода и уксус - это кислота, с которой нужно работать очень аккуратно.

( проводит опыт: смешиваем воду с пищевой содой, выливаем в бутылку, затем смешиваем в отдельном стакане сок лимона с уксусом, и быстро выливаем в бутылку, натягиваем на бутылку шарик. Шарик надувается, потому что выделяется газ).

Воспитатель: - Спасибо, профессор за помощь, а мы возвращаемся в студию. Не переключайтесь.

Воспитатель:- Сейчас рубрика “Контрольная закупка” с Полиной Черновой

- Здравствуйте, Полина.

Ребё нок:- Здравствуйте, мы закупили свежие фрукты, а какие догадайтесь сами…

Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

Ребё нок: - Вы правильно отгадали загадку, мы закупили яблоки разных сортов (показывает яблоки).

-Все они прошли отборочный тур и попали в финал.

Воспитатель: - Но к нам поступила заявка о том, что яблоки быстро темнеют при надрезе. Что же делать в этом случае, поможет разобраться “Контрольная проверка”.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Что же случилось вдруг с ним, посмотрю (воспитатель разделяет заранее разрезанные яблок).

- Что произошло с яблоком в месте среза? (яблоко потемнело)

Воспитатель: - Яблоки содержат железо, под воздействием воздуха, железо окисляется, повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Я думаю, что яблоко необходимо обработать, чтобы дольше у яблока оставался свежий вид. А чем, отгадайте…

В шкуре жёлтой,

Кислый он,

Называется … (лимон)

- Что содержится в лимоне?

Дети: - В лимоне содержится витамин С

Воспитатель: - Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет процесс окисления. Давайте проверим ( проведение опыта: одну дольку обработать лимонным соком, а вторую нет).

-Я возьму в ладонь лимон,

Чувствую что круглый он.

Я его слегка сжимаю-

Сок лимонный выжимаю.

Всё в порядке сок готов,

Я лимон бросаю руку расслабляю.

- Обработали яблоки лимонным соком, оставим их и посмотрим, что произойдёт с ними через 4-5 часов.

Воспитатель:- Мы продолжаем нашу передачу (раздается телефонный звонок). А вот и первый звонок в студию.

- Здравствуйте, слушаем вас внимательно.

- “У меня в квартире отключили свет и мне пришлось воспользоваться свечкой. Позвонила подруга, пока я разговаривала по телефону, свеча подтаяла и наклонилась, чудом не случился пожар. Подскажите, как быстро затушить свечу “.

Воспитатель: - Большое спасибо за звонок, мы постараемся вам помочь.

- Ребята, как вы думаете, как можно погасить свечу? ( ответы детей: засыпать песком, землей; залить водой; задуть). (По возможности можно продемонстрировать все способы).

-Я хочу показать более удобный и интересный способ ( проведение опыта : накрыть горящую свечу банкой).

-Почему свеча погасла, ведь я на неё не дула и воды у меня нет? (ответы детей)

Воспитатель: - Для горения пламени нужен кислород, когда доступ кислорода к огню затруднён, мы его преградили банкой, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

- Наша передача подошла к концу. Надеемся, что исследования, которые были проведены сегодня, будут вам полезны.

III Заключительная часть:

- Давайте вспомним, о чем сегодня мы рассказали нашим телезрителям? (ответы детей)

Не секрет, что железо прилипнет к магниту,

А листочек к расчёске твоей.

Поскорее найду каждый ключик к секрету,

Сделав опыт я в группе своей.

Добавим в воду краску,

Соль сахар без подсказки.

Нам с другом очень быстро раскроется секрет.

«Что?», «зачем?» и «почему?»!

Надо всё нам здесь измерить,

И на опыте проверить.

Пересыпать и понюхать,

Чтоб узнать все «потому»!

То, что в жизни неизвестно - это очень интересно,

На весах предметы взвесить

Или в воду погрузить!

Шарик воздухом наполнить,

И магнита свойства вспомнить,

Сделать опыт, догадаться,

И ответом удивить!

- Спасибо за внимание. До новых встреч.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на ферму» во второй младшей группе Программное содержание. Закрепить: - понятия количества: один - много, - размера: большой - маленький, - длины: широкий - узкий, - геометрические.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группы Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну здоровья"для старшей группы Магомедова Мадина МБДОУ№2 "Гнездышко" Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в волшебную лабораторию»Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в волшебную лабораторию» Конспект познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебную лабораторию» Образовательная.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды»Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки воды» Тема: «Превращения капельки воды» Программные задачи: Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация. Сформировать первичные представления.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в лабораторию»
Опубликовано: 24 августа 2022 в 06:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД