Нина Александровна Волкова
Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации коллективной деятельности:
совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Игровая ситуация.
Материалы к деятельности. Карточки с заданиями на каждого ребёнка, карандаши.
Планируемые результаты.
Дети овладевают умением различать звуки з – с.
Программное содержание.
Обучающие задачи.
Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки з – с.
Формировать умение детей различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5–6 лет „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять с детьми правильное, отчётливое произнесение звуков з – с.
Развивающие задачи.
Развивать фонематический слух детей.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Развивать мелкую моторику и координацию руки.
Развивать общую моторику, координацию речи детей с движением.
Воспитательные задачи.
Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Ход деятельности.
1. Вводная часть.
Дети стоят по кругу.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну Звуков. А вы хорошо слышите звуки? Проверим!
2. Основная часть.
Игровое упражнение «Комар и кобра».
— Дети, жили-были комар и кобра. Комар звенит звонко "з-з-з", а кобра свистит глухо "с-с-с". Все звери внимательно прислушивались, чья песенка слышится в лесу. Если комар укусит, не страшно, а от укуса кобры можно погибнуть. Дети, поможем животным различить песенку комара и кобры. Дети, если вы услышите песенку комара "з-з-з", вы хлопните в ладоши. Педагог показывает движение. А если услышите песню кобры "с-с-с", встанете на одну ногу, и, постараетесь, не шевелится, чтобы кобра вас не заметила. Педагог показывает движение.
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем! С, з, с, з, с, с, з, з, с, з… Педагог чётко медленно произносит звуки. Дети выполняют задание.
— Молодцы, дети, вы хорошо различаете звуки. Волшебная нотка нас встречает, в страну Звуков приглашает. Возьмите, пожалуйста, карандаш. Он поможет вам выполнить задания волшебной нотки.
Дети садятся за столы, где лежат карточки с заданиями.
— Дети, сегодня мы путешествуем вместе с комаром и коброй. Как звенит комар? (з-з-з).
— Дети, как свистит кобра? (с-с-с). Не бойтесь, наша кобра добрая, она нас не укусит.
Игровое упражнение «Любимые слова».
— Дети, у комара и кобры есть любимые слова. Комар любит слова, начинающие на звук "з-з-з", а Кобра – слова, начинающие на звук "с-с-с". Дети, соедините, пожалуйста, линией слова, начинающие на звук "з-з-з" с комаром. Слова, начинающие на звук "с-с-с"— с коброй.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует выполнения задания детьми.
— Дети, какие любимые слова у кобры? Почему вы так думаете? (Слова: солнышко, самолёт, санки, самокат начинаются со звука "с").
— Дети, какие любимые слова у комара? Почему вы так думаете? (Слова: замок, забор, зонт, зайчик начинаются со звука "з").
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки.
— Восхитительно!
Игровое упражнение «Путешествие».
— Дети, звуки живут не только в начале слова, но прячутся и в середине слова. Кобра и комар гуляют в лесу. Как вы думаете, какое дерево любит комар: берёз-з-зу или ос-с-сину? Почему вы так думаете? (ответы детей).
— Как вы думаете, какое дерево любит кобра? Почему вы так думаете? (ответы детей).
— Дети, какой цветок любит кобра: роз-з-зу или вас-с-силёк? Почему вы так думаете? (ответы детей).
— Какой цветок любит комар? Почему вы так думаете? (ответы детей).
— Дети, соедините, пожалуйста, линией деревья и цветы с коброй или комаром.
Дети выполняют задание. Педагог контролирует выполнения задания детьми.
— Дети, какое дерево и цветок любит кобра? Почему? (ответы детей).
— Какое дерево и цветок любит комар? Почему? (ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки.
— Превосходно!
Чистоговорка «Оса и коза».
— Дети, оса – это кто? (ответы детей).
— Коза – это кто? (ответы детей).
— Оса – насекомое, а коза – домашнее животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «оса» или «коза». Только слова правильно изменяем, по смыслу подбираем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором или по одному повторяют предложение, самостоятельно подбирая последнее слово.
Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об …осе.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о … козе.
Су-су-су, су-су-су – я увидела … осу.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела … козу.
Са-са-са, са-са-са – меня догоняет … оса.
За-за-за,за-за-за – меня догоняет … коза.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – я не вижу … осы.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – я не вижу … козы.
Педагог контролирует, чтобы дети проговаривали предложение полностью, чётко выговаривая все звуки.
— Молодцы! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором.
— Здрово!
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Оса и коза».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Се-се-се, се-се-се – Кулачки, ударяют друг о друга.
расскажу вам об осе. Руки в стороны.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – Хлопки в ладоши.
расскажу вам о козе. Руки вперёд.
Су-су-су, су-су-су – Кулачки, ударяют друг о друга.
я увидела осу. Руки перед глазами – бинокль, наклон вперёд
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – Хлопки в ладоши.
я увидела козу. Пальцами показываем рожки на голове.
Са-са-са, са-са-са – Кулачки, ударяют друг о друга.
меня догоняет оса. Руки в стороны, взмахи вверх, вниз
За-за-за, за-за-за – Хлопки в ладоши.
меня догоняет коза. Бег на месте.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Кулачки, ударяют друг о друга.
я не вижу осы. Наклон головы вправо – влево.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – Хлопки в ладоши.
я не вижу козы. Поворот туловища вправо-влево.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Дети, ждёт нас новая игра, за столы приглашаю вас я. Дети садятся за столы.
Игровое упражнение «Прятки».
— Дети, на полянке гуляли обезьяна, стрекоза, заяц и коза. Приползла кобра и свистит глухо "с-с-с". Все звери и насекомые попрятались. Помогите, пожалуйста, комарику отгадать, где кто спрятался. (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением и чётко произносили звуки. Например, Обезьяна стоит за звездой. Стрекоза спряталась за вазой. Заяц сидит за зонтом. Коза стоит за арбузом.
— Прекрасно, дети!
Игра «Назови слово».
— Дети, мы с вами прощаемся с комаром и коброй. Предлагаю подарить им на прощание слова с их любимым звуком. Сначала подарим слова комару. Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на звук "з-з-з". Желающие дети называют слова, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки.
— Дети, подарим слова кобре. Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются на звук "с-с-с". Желающие дети называют слова, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки.
— Отлично!
3. Заключительная часть.
— Дети, вам понравилось путешествие по стране Звуков? (ответы детей).
— Какая игра вам больше всего понравилась? (ответы детей).
— Замечательно! Дети, звуки «з-з-з» и «с-с-с» правильно произносите, чётко слова говорите.