МААМ-картинки

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»

Анастасия Похлебухина
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Мир удивительных открытий»

Составила: Похлебухина Анастасия Сергеевна, воспитатель [/b]

Цель: Формирование умения проводить опыты, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о воде;

учить определять свойства и состояния воды путем несложных опытов;

формировать представления об основных свойствах воды.

Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир удивительных открытий“» размещена в разделах

Развивающие:

Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, лаборатория, ученый – лаборант;

развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познанию свойств воды.

Воспитательные:

воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру;

воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Для всех: телевизор, ноутбук, глобус, яблоко, термос с горячей водой, пустая

колба, схема «круговорот воды в природе».

На каждого: стакан с водой, чеснок, ложечки, сахар, стакан с пищевым красителем, пустой стакан, колбы разной формы, кусочек льда, игрушка, фартуки, карточка – схема.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций по теме «Вода»;

- Чтение Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели»;

- Чтение сказки «Путешествие Капельки»;

- Беседа с детьми о значении воды;

- Проведение отдельных опытов «Опыты по окрашиванию воды», «Тонет - не тонет»,

«Фильтрование воды»;

- Просмотр презентации «Вода – наша спутница всегда».

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно – познавательная)

Дети заходят в группу, садятся на стульчики перед экраном.

Воспитатель: Дети, я очень люблю читать энциклопедическую литературу. Один раз, читая энциклопедию, я узнала интересные факты. Ребята, отгадайте загадку:

Мы говорим - она течет

Мы говорим – она играет

Она бежит всегда вперед

Но никуда не убегает.

Она и туча и туман, и ручей и океан

И летает и бежит

и стеклянной может быть

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать, на землю падает опять.

Сама пить не пьет, а нас вынуждает.

Очень добродушная, мягкая, послушная.

Но когда она захочет,

Даже камень весь источит!

Дети: предположительные ответы (вода)

Слайд 1 (на экране появляются картинки с изображением воды в разных состояниях)

В. : Молодцы! А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Д: предположительные ответы (о воде)

В: А это что такое? (воспитатель демонстрирует глобус)

Д: предположительные ответы (Это глобус)

В. : - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Ребята, а почему на глобусе так много синего цвета?

Д: предположительные ответы (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

В: Правильно, синим цветом на глобусе обозначают воду.

В. : - Ребята, а кому нужна вода?

Д. : предположительные ответы (Вода нужна всему живому – людям, растениям, птицам, животным

Слайд 2 (на экране появляются картинки с изображением растений, птиц, людей, животных)

В. : - А для чего людям нужна вода?

Д. : предположительные ответы (Чтобы умываться, готовить пищу, стирать, мыть полы и т. д.)

В. : - А как вода попадает к нам в дом?

Д: предположительные ответы (вода поступает в краны из рек)

Слайд 3 (на экране появляются картинки с водопроводом и очистными сооружениями и реками)

В. : Правильно ребята, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

В. : - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

Д: предположительные ответы (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В: Как вы думаете, кто такие ученые – лаборанты?

Д: предположительные ответы (Это люди, которые делают различные опыты, исследования для развития науки и техники).

В: Вы хотите попробовать себя в роли лаборантов?

Д: предположительные ответы (Да)

В. : - В лаборатории работают умные, сообразительные сотрудники, я надеюсь, вы сможете ответить на мои вопросы:

1. Назовите предметы, сделанные из стекла.

Д: предположительные ответы (банка, ваза, аквариум, стакан, кувшин и т. д.)

Слайд 4 (на экране изображены картинки предметов из стекла)

В: Молодцы ребята, все верно. Следующий вопрос:

2. В одной банке 2 литра воды, а в другой банке 3 литра воды. Сколько воды в обеих банках?

Д: предположительные ответы (5)

(На доске воспитатель показывает картинки, где изображены бутылки с водой – 2 литра и 3 литра)

В: Правильный ответ, и последний вопрос

3. На ладошку упало 4 снежинки. От тепла они все растаяли. Сколько осталось снежинок?

Д: предположительные ответы (0)

В: Все справились с заданиями и я вас всех приглашаю стать лаборантами.

Слайд 5 (на экране появляется картинка с лабораторией)

В: Но для начала нам нужно немного размяться.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

В. : Молодцы ребята! А теперь я приглашаю вас занять свои места и надеть фартуки. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

(Для каждого эксперимента на столах расположен нужный материал.)

В: Дети, прежде чем мы начнем. Посмотрите на доску, я подготовила таблицу/схему со значками, после каждого эксперимента мы будем делать выводы и ставить соответствующую картинку на доску.

(Распечатанная картинка на доске, рядом соответствующие значки с разным состоянием воды)

Слайд 6 (на экране картинка со знаками для эксперимента)

1. Запах. (Дети проходят к первому столу, где расположены стаканы с водой, чеснок, ложечки – на каждого ребенка.)

В: Ребята, возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? Что мы можем сказать о запахе воды? (Дети нюхают воду)

Д: предположительные ответы (Вода ничем не пахнет)

В: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Дети добавляют чеснок в воду и перемешивают, затем нюхают воду)

Д. : предположительные ответы (Вода изменила запах, пахнет чесноком)

В: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет запаха). (Дети на схеме отмечают результат).

В: Ребята, теперь давайте подойдем к другому столу для следующего эксперимента.

2. Вкус. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с водой, сахар, ложечки – на каждого ребенка.)

В: Возьмите стакан с водой и попробуйте её. Что мы можем сказать о вкусе воды? (Дети пьют воду)

Д: предположительные ответы (вкус не чувствуется)

В: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Дети добавляют сахар в воду и пьют ее)

Д: предположительные ответы (Вода стала сладкая).

В: Значит, что мы сделали?

Д: предположительные ответы (Мы изменили вкус воды.)

В: Какой вывод мы можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет вкуса.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Дети, давайте узнаем, какой следующий эксперимент нас ждет, подойдем к следующему столу.

3. Цвет. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят стаканы с чистой водой и водой с пищевыми красителями, а также 2 фигурки на каждого ребенка)

В: Придумайте, пожалуйста, как можно с помощью предметов доказать, что вода прозрачная?

Д: предположительные ответы (Можно опустить фигурку в воду и ее будет видно) (Дети опускают фигурку в чистую воду)

В: А если опустить фигурку в цветную воду? Видно ли фигурку? Почему?

Д: предположительные ответы (Вода цветная и фигурку плохо видно) (Дети опускают фигурку в стакан с водой.)

В: Какой вывод мы с вами можем сделать?

Д: предположительные ответы (Вода прозрачная, она не имеет цвета.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Молодцы ребята, теперь узнаем, какой же следующий эксперимент нас ждет.

В: Вот и следующий вывод. Молодцы, давайте перейдем к следующему столу.

4. Вода твердая и жидкая. (Дети подходят к следующему столу, на нем стоят тарелочки со льдом – на каждого ребенка и стаканы с водой.)

В: У вас на блюдцах лежит лед. Как образуется лед?

Д: предположительные ответы (вода замерзает)

В: А что такое снег?

Д: предположительные ответы (это замерзшая вода).

В: Что будет, если лед и снег растает?

Д: предположительные ответы (Они превратятся в воду.)

В: Значит, какой вывод делаем?

Д: предположительные ответы (Вода может быть твердой в виде льда и снега.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Дети, что мы делали – переливали, значит, если вода льется, то она какая?

Д: предположительные ответы (Вода жидкая.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Молодцы ребята! А как можно доказать, что вода не имеет формы?

Д: предположительные ответы (можно переливать воду в любую емкость и она будет принимать ее форму)

В: Давайте попробуем поэкспериментировать. Я вас приглашаю в свою лабораторию. (Воспитатель приглашает детей присесть)

5. Форма (Эксперимент проводит воспитатель. На столе стоят: стакан с водой, большой стакан и пластмассовые колбы разной формы)

В: Для эксперимента возьмем стакан перельем воду в большой стакан. Затем перельем эту воду в первую колбу. Изменилась форма воды?

Д: предположительные ответы (да)

В: Теперь перельем эту же воду в другую колбу. Изменилась форма воды?

Д: предположительные ответы (да)

В: Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

В: Какой вывод делаем?

Д: предположительные ответы (Вода не имеет формы и принимает форму той емкости, в которую ее наливают.) (Дети на схеме отмечают результат).

В. : Ребята, теперь вы знаете, что вода может быть не только в твердом и жидком состоянии, но и в парообразном. И сейчас я вам это докажу.

6. Вода – пар. (Демонстрирует воспитатель. Воспитатель наливает кипяток из термоса.)

В: Что мы наблюдаем?

Д: предположительные ответы (пар)

(Воспитатель наливает воду в банку и закрывает крышкой)

В: Я закрываю банку холодной крышкой. Что вы наблюдаете? Что появилось на стенках?

Д: предположительные ответы (Банка запотела)

В: Вода, испаряясь, не может выйти наружу и остается в виде капель воды на стенках банки и крышке. Какой мы можем сделать вывод?

Д: предположительные ответы (Пар это тоже вода.) (Дети на схеме отмечают результат).

В: Скажите, пожалуйста, а можно ли на свете обойтись без воды?

Д: предположительные ответы (нет)

В. : Да, ребята, вы правы. Запасы пресной, питьевой воды все время уменьшаются, поэтому питьевую воду нужно беречь. А вы знаете, как можно сберечь воду?

Д: предположительные ответы (экономить воду и закрывать кран, просто так воду не лить)

Слайд 7 (на экране картинка «Берегите воду»)

В. : Правильно, дети, нужно вовремя закрывать кран, экономить воду, не загрязнять водоемы.

Рефлексия:

В: Дети, а что мы сегодня нового узнали? Какой может быть вода? Можете взглянуть на нашу схему.

Д: предположительные ответы (вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная, может принимать любую форму, бывает в состоянии пара, твердом и жидком)

В: Вы сегодня хорошо потрудились, побывали учеными – лаборантами, много узнали. А что вам понравилось больше всего?

Д: предположительные ответы детей (эксперимент с водой в жидком и твердом состоянии, эксперимент с паром и т. д.)

А вам такое задание: - дома вместе с родителями найти и провести интересные опыты с водой, сделать замечательные фотографии и пополнить ими наш альбом.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

2.«Экспериментальная деятельность детей» Л. Н. Менщикова

3.«Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений/А. И. Иванова. -М. :ТЦ Сфера,2004.-с. 3-5

Прикреплённые файлы:

konspekt_ps56i.pptx | 2520,09 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Снег и его свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей «Снег и его свойства» в старшей группе Тема: Снег и его свойства Образовательные.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников»Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Школа фокусников» Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности. Программные задачи: образовательные:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Автор публикации:
Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир удивительных открытий»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 11:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД