Венедиктова
Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Наш вулкан не будет спать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей о явлениях неживой природы – извержении вулкана.
Задачи.
Образовательные:
• знакомить детей с понятиями «вулкан»;
• формировать представление о происхождении, строении и извержении вулкана;
• формировать умение безопасного обращения с веществами лаборатории;
• расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах;
• активизировать словарный запас в речевой практике:
Публикация «Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Наш вулкан не будет спать!“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• формировать умение работы по образцу, по мнемотаблице.
Развивающие:
• стимулировать желание детей экспериментировать;
• развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
• развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
• развивать умение слушать и выделять нужные признаки.
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• вызывать интерес к явлениям природы;
• способствовать активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Обогащение и активизация словаря: пемза, вулкан, кратер, жерло, лава, магма.
Оборудование: Совунья, посылка с пемзой, письмо, глобус, очки и одежда для экспериментирования, кусочки пемзы, камушки, стаканы с водой для эксперимента, лупы по количеству детей, аудиозапись со звуками природы, макеты вулкана, проектор, ноутбук, флажки с названием частей вулкана, тропинка из камней, мнемотаблицы-инструкции, вода, уксус, моющее средство для посуды, гуашь красного цвета, мерные ложки по количеству детей, ёмкость с водой, стаканы для смешивания.
Предварительная работа: изготовление большого макета горы вулканического происхождения, макетов для детского эксперимента.
Ход ООД
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в лабораторию прилетела мудрая Совунья, а это значит, что нас с вами ждут новые интересные открытия. Посмотрите, гостья к нам прилетела не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что она с собой принесла? (в посылке пемза)
– Дети, может кто-то знает название этого предмета? А вы видели дома такой предмет? Для чего он нужен? Что вам напоминает? (камень) Скажите, есть ли отличие пемзы от камня, которые вы видите на улице?
Воспитатель: Для того, чтобы лучше исследовать пемзу-пройдите в нашу лабораторию (проходят к столам).
Воспитатель: Итак, юные исследователи, возьмите в одну руку пемзу, какая она на ощупь?
- А теперь возьмите обычный камешек. Какой он?
- Давайте подумаем, почему пемза легкая, а камень тяжелый? Что есть у пемзы, чего нет у камня? (в пемзе очень много дырочек).
Воспитатель: Предлагаю вам взять лупы, внимательно рассмотреть через них пемзу. Может что-то спряталось в этих отверстиях? (в них прячется воздух).
Воспитатель: Молодцы, юные исследователи. А теперь я проведем опыт. Перед вами 2 стакана. В первый опустите камень. Что случилось (он утонул) Во второй стакан опустите пемзу. Что-то произошло? Плавает или тонет пемза? Почему? (пемза – камень, в отверстиях которого скапливается воздух, она не тонет, а просто остаётся на поверхности воды).
Воспитатель: Ребята, а может вы знаете, где же растет пемза и вообще откуда она берется? Может Совунья подскажет? Ребята, а у Совуньи есть еще записка, которую мы не заметили?
Послушайте:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (вулкан)
- Совсем запутала вас Совунья. Причем здесь вулкан? А вы знаете что такое вулкан? Хотите узнать? (просмотр презентации о вулканах).
- Итак, что же такое вулкан? (это большая гора с крутыми склонами).
- Какую форму имеет вулкан? (конус).
- Давайте заглянем в середину вулкана. Что вы видите? (яма).
Воспитатель: Эта огромная яма с крутыми склонами называется кратером вулкана. Повторим все вместе. Кратер! (дети повторяют слово «кратер»).
Воспитатель: А эта дыра, которая уходит глубоко-глубоко в землю, называют жерлом вулкана. Повторим все вместе. Жерло! (дети повторяют слово «жерло»).
Воспитатель: А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество. Называется оно магма. Повторим все вместе. Магма! (дети повторяют слово «магма»).
Воспитатель: Магма, которая извергается из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни. Давайте повторим вместе. Лава!
Воспитатель: Раскаленная лава кипит, бурлит, со временем застывает и превращается в камень, который мы сегодня с вами изучали. Как он называется? Дети, так откуда появилась пемза? (из вулканической лавы).
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? Предлагаю не просто слушать, но и поиграть. Если вы услышите звук извержения вулкана – просто послушайте его внимательно, если любой другой – похлопайте в ладоши.
Воспитатель: Дети, существуют вулканы, которые дымят не переставая, бывают те, которые потухли. Посмотрите на экран. Вы видите несколько вулканов, но все они разные. Какой из вулканов называют действующий? Почему? Есть потухшие вулканы. А еще есть вулканы, которые называют спящими? Почему их так называют?
Правильно, они могут проснуться в любую минуту.
У нас в лаборатории тоже есть спящий вулкан. Хотите его разбудить?
Воспитатель: Путь к нему лежит по каменной тропе. Но самое важное правило- надеть защитную маску, и следовать друг за другом ведь вулканическая лава очень горячая. (Дети проходят по каменной дорожке)
Воспитатель: А вот и он, наш спящий вулкан. Вспомните и отметьте подходящим флажком, что находится на вершине горы? (Вставляем флажок «кратер»). А что находится внутри вулкана? (Вставляем флажок «жерло»)
Воспитатель: Дети, я покажу как разбудить вулкан, а вы смотрите и запоминайте (провожу опыт).
- Ребята, вулкан просыпается, сделайте шаг назад, чтобы ему не мешать.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вернуться в лабораторию. Обратите внимание, на ваших столах стоят макеты вулканов, а также емкости со всем необходимым для опытного эксперимента. Разбейтесь по парам и встаньте со своим коллегой к столу с макетом.
Воспитатель: Я думаю, что вы были внимательными, поэтому во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, помня о правилах безопасности при работе в лаборатории. Давайте их вспомним. (На экране правила)
Воспитатель: Для того, чтобы эксперимент удался и все вулканы из спящих превратились в действующие, вы будете работать по карточке-схеме, которые вы найдете на своих столах. Приступаем. (Дети выполняют опыт самостоятельно, воспитатель контролирует безопасное поведение.)
-Как красиво проснулись наши вулканы. Вы - настоящие юные волшебники!
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, расскажем мудрой Совунье, что нового мы сегодня узнали. О чем мы сегодня с вами говорили? Как устроен вулкан? Какие новые слова вы сегодня узнали? Какими бывают вулканы?
- Дети, вы очень любознательные и смелые экспериментаторы. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю вам кусочки застывшей лавы, чтобы посмотрев на которые вы бы с радостью вспоминали наше интересное путешествие в долину вулканов.