Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»

Елена Чужайкина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»

Цель:

Активизация познавательно – речевого развития детей путём уточнения и расширения знаний и представлений об окружающем мире, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

Учить наблюдать за окружающей средой.

Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Развивающие задачи:

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: Воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, 2 пустые бутылки, крышки, веера из бумаги, мольберт для картинок, волшебный сундучок.

Словарная работа: лаборатория, газ, кляксография.

Ход занятия:

Организационный момент (собираемся в кружок)

Воспитатель: Вы проснулись?

Дети: Мы проснулись.

Воспитатель: Улыбнулись?

Дети: Улыбнулись.

Воспитатель: Вы оделись?

Дети: Мы оделись.

Воспитатель: В сад примчались?

Дети: В сад примчались.

Воспитатель: Подружились?

Дети: Подружились!

Вместе: Вот теперь мы дружные, в пути руг другу нужные.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка - это символ добра, нам хорошо всем вместе!

Дети: да!

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория».

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию проводить опыты.

(Дети, шагают по кругу, затем проходят за свои рабочие места).

Воспитатель: И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия. Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.

Дети: Он сдулся.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую.

(Воспитатель, надувает шарик).

Воспитатель: Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим изучать свойства воздуха. Итак, начнем наши опыты :

Опыт № 1 «Как поймать воздух.

Воспитатель: Дети, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть, какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: Он изменил форму.

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

Дети, как вы думаете, можно почувствовать воздух?

Ответы детей.

Опыт№2 «Как почувствовать воздух.

Воспитатель: Возьмите палочку и проколите пакет, поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер?

Дети: Холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой.

Воспитатель: Как можно создать движение воздуха?

Дети: Помахать веером, подуть на ладошку.

Вывод: Воздух можно почувствовать.

Физкультурная минутка: «Непоседа ветер».

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Да, дети, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте проверим! Мы с вами возьмем и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо и посмотрим, что произойдёт. Ой, дети, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. Значит пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Ответы детей: Потому что воздух легче воды.

Опыт№ 4 «Имеет ли воздух вес.

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновый мяч, кусок резины

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мяч. Он не тонет.

Почему? Ведь мяч тяжелее кусочка резины? Что внутри мяча?

Дети: Воздух.

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Ответы детей.

Опыт № 5 «Слышим воздух».

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик. Мы можем услышать шум воздуха.

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук воздуха.

Воспитатель: А ещё у нас на столе лежит шарик. Давайте надуем его. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Дети: Писк воздуха.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: С помощью крышечки и шарика.

Вывод: Воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха?

Ответы детей.

Опыт№ 6 «Узнай по запаху».

Воспитатель: Имеет ли воздух запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза.

(Дети закрывают глаза, воспитатель открывает баночки).

Воспитатель: Что вы чувствуете, чем пахнет?

Дети: Апельсином, чесноком, луком.

Воспитатель: Чем пахнет воздух возле клумбы?

Дети: Цветами.

Воспитатель: Возле костра?

Дети: Дымом.

Воспитатель: После дождя?

Дети: Свежестью.

Воспитатель: А чем пахнет на кухне в детском саду?

Дети: Едой.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Опыт № 7 «Имеет ли воздух форму

Воспитатель: Что у меня в руках?

Дети: Воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.

Воспитатель: Что находится внутри этих предметов?

Дети: Воздух

Воспитатель: Одинаковой ли формы эти предметы?

Дети: Нет.

Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Ответы детей

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

( Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети пробуют рисовать.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? А для этого я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Воспитатель: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?

Дети: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.

Воспитатель: А на улице?

Дети: Поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами, строить очистительные сооружения.

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Спасибо!

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности по теме «Воздух-невидимка» (старшая группа)Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности по теме «Воздух-невидимка» (старшая группа) Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Воздух-невидимка» (старшая группа) Цель: создания условия для ознакомления.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок» Дети встали в круг, чтобы поприветствовать друг друга. «Встанем рядышком по кругу, Скажем –Здравствуйте, друг другу! Нам здороваться.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 22:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД