МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» в подготовительной группе

Юлия Зорина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» в подготовительной группе

Конспект НОД познавательно–исследовательской деятельности «Вулкан»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи: Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом). В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Вулкан“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Познание; Коммуникация; Здоровье; Безопасность, Экспериментирование.

Материалы: Глобус, пемза, банка с водой, презентация, трубочки, макет вулкана, сода, уксус + красная гуашь смешанная с жидким мылом, бутылка газировки, стаканчики с водой.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас присесть на ковер. Вы любите загадки? (Да)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется.

Дети: Земля.

Воспитатель: Верно. Планета Земля — это наш дом. А вот еще одна загадка, но она сложная:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус).

Воспитатель: (Показываю глобус) Дети, что изображено на глобусе? Дети: Наша планета Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом? Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым? Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? Дети: Это возвышенности, высокие холмы. А из чего они состоят? (из камней)

Воспитатель: Ребята, у меня еще есть небольшой сюрприз, он в этой коробочке, этот предмет есть почти у каждого в ванной, как вы думаете, что в ней? Это необычный камень (достать из коробочки пемзу).

Воспитатель: Этот камень называется пемза. Пемза — это камень вулканического происхождения, так что у многих из вас дома есть кусочек вулкана, и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.

Рассмотрите его внимательно. Какой он на ощупь, по весу? Что есть у этого камня? (Дырочки)

А сейчас я приглашаю вас сесть в паровозик и отправиться на экскурсию (Поем с детьми песню «Мы едем, едем, едем», паровозиком отправиться на стульчики).

Станция «Загадочная»

(Слайд 1) Чтобы понять куда мы с вами прибыли послушайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой!

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (ВУЛКАН)

Воспитатель: Правильно ребята, это вулкан!

(Слайд 2) Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном и опасном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.

(Слайд 3, 4) На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Есть, ребята, живые вулканы - действующие, есть спящие, а есть потухшие. А также вулканы бывают наземные и подводные.

Когда живые вулканы «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда же куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня с вами такой камень уже видели, он называется пемза.

(Слайд 5) А спящие вулканы, натрудившись, наработавшись, уходят в спячку, и лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это действительно печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А потухшие вулканы никогда не извергаются, все время молчат. А сейчас я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.

(Слайд 6) Презентация Легенды.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.

(Слайд 7) Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

(Слайд 8) А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на треугольник, пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? (Ответы детей)

Давайте мы дадим для начала глазкам отдохнуть. (Гимнастика для глаз «Далеко-близко, высоко-низко»)

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но для начала нам необходимо размяться. Вставайте с мест.

Станция «Вулкан»

ФИЗМИНУТКА

Вулканы начали "играть" -(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться,

Из жерла лаву извергать. встряхнуть расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! (Топать)

Вулкан пыхтит! (надуть щеки и суть)

Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)

Но вот он начал уставать -(Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул -(Сидя в приседе, долгий сильный выдох)

И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

Воспитатель: А сейчас мы с вами на нашем паровозике отправимся на следующую станцию! (встаем в паровозик м с песней отправляемся)

Станция «Лаборатория вулканологов»

(ЭКСПЕРИМЕНТ №1) Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете? Для первого опыта понадобиться пищевая сода и уксус (лимонной кислоты, смешанных с красным пищевым красителем. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Возьмите ложечки и насыпьте соду в жерло, а я добавлю уксус. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Воспитатель: Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность. У настоящего вулкана на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками» - пемза.

(ЭКСПЕРИМЕНТ №2) Бутылка газировки.

Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которую долго трясли, то из нее хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который выталкивает ее содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.

(Слайд 9, 10) Воспитатель: Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит?

(ЭКСПЕРИМЕНТ №3) Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? (Да) Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»). Вот так на поверхность вырываются камни, лава и газ. Иногда эта лава в воде затвердевает и тогда может образоваться новая земля.

Рефлексия

- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.

Вам понравилось?

Какие бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие)

Что вытекает из жерла вулкана? (лава)

Как называется застывшая лава? (пемза)

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Прикреплённые файлы:

vulkan-prezentacija_bqub5.pptx | 1094,49 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва» КОНСПЕКТ НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «ПОЧВА» Цель: Ознакомление детей с понятием.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Вода и её свойства» Цель: знакомить детей со свойствами воды. Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе Конспект по познавательно - исследовательской деятельности «Знакомство со снегом и его свойствами» в средней группе. Цель: Расширить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Откуда произошло название моего поселка» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Откуда произошло название.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Книжкина больница» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) Тема: «Книжкина больница» Цель: -учить детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Ткацкое дело» в младшей группе Цель: познакомить детей со свойствами ткани. Задачи: -закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 мая 2023 в 00:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД