Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды»

Галина Краснова
Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды»

Продолжительность: 1 занятие (25 мин).

Группа: старшая группа детского сада.

Технологии: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук, электронная презентация «Кругом вода».

Аннотация: В конспекте непосредственно-образовательной деятельности «Тайны воды» предложен материал для систематизации у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о воде как о природном богатстве, необходимом для всего живого на Земле. На занятии использованы разнообразные методические приемы, художественное слово, в том числе авторская разминка-приветствие «Дети улыбаются». Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей (умение договариваться, размышлять, делать выводы) В НОД включена опытно-экспериментальная деятельность детей с водой (вода-растворитель).

Программное содержание:

Образовательные задачи: Систематизировать экологические представления детей о воде, ее значении в жизни человека; дать представления о свойствах веществ/предметов при взаимодействии с водой (речной и сахарный песок). Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе практического экспериментирования. Познакомить с литературными произведениями о воде (Н. Рыжовой, П. Синявского, вызвать эмоциональный отклик на художественное слово.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, речь. Обогащать словарный запас по теме «Вода» (водный, жидкость, ручей, река, родник, водопроводная, пар и т. д.) Продолжать учить детей излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать к самостоятельности мышления.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение быть доброжелательным и корректным по отношению к сверстникам, воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать у дошкольников экологическое отношение к водным ресурсам.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, электронная презентация «Кругом вода». Фартуки, подносы, стаканчики с водой, баночки с сахарным песком, баночки с речным песком, салфетки, клеенки, карточки-схемы, простые карандаши – по количеству детей, настольно-печатная игра «Где живет вода?», стеклянные камешки «марблс».

Информационные ресурсы:

1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., г. Москва, 2014 г)

2. Программа образования ребенка – дошкольника. Ред. Л. В. Кузнецова. Чебоксары, 2006г.

3. Лопатина А., Скребцова М. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. Москва, 2007г.

4. Н. Григорьева. Открываем и узнаем. //Дошкольное воспитание, №7/2015г., - С. 33.

5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольника. – М., 2002г.

Методические приемы:

1. Беседа с детьми о воде.

2. Дидактическая игра «Где живет вода?»

3. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода».

4. Демонстрация электронной презентации «Кругом вода».

5. Физкультминутка «Кто не умывается»

6. Опытно-экспериментальная деятельность

Ход

1. Организационный момент.

Разминка-приветствие «Дети улыбаются».

Воспитатель: Ребята, мне приятно вас всех видеть. Давайте встанем в «дружный» кружок и поприветствуем друг друга.

Поднимаем руки вверх - (прямые руки вверх)

Поприветствуем мы всех. (помахать кистями рук)

Выше-выше потянулись, (потянуться на носочках)

Будто солнышка коснулись. (пошевелить пальцами рук)

Руки опускаются, (руки опустить)

Дети улыбаются. (улыбнуться друг другу)

2. Беседа с детьми о воде.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с Капелькой, поговорим о воде: какая она бывает и нужна ли нам вода? и даже поучаствуем в интересных экспериментах с водой.

Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.

Ты кто? – спрашивает он.

- Я – ручеек. А ты кто?

- И я – ручеек, отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе.

Так вода многих ручейков слились в одну большую и красивую реку, по пути шедро даря воду людям. Пришел Человек реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в дома. Чтобы с водой не попали песок, частички ила, грязи, пришлось Человеку построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду дальше – по водопроводным трубам – в квартиры. Вот какой долгий и сложный путь проделывает Капелька.

А вот и она! (показ слайда № 1). Да не одна, с подружками (ведерко с голубыми стеклянными камешками марблс).

Вопросы к детям:

- Человеку нужна вода? Для чего? (пить, готовить еду, умываться, плавать, закаляться, играть, выращивать овощи и т. д.)

- Кому еще нужна вода? (растениям, животным).

- Какая бывает вода? (соленая, пресная, холодная, горячая, чистая, грязная и чистая, твердая (лед, жидкая и тд.)

3. Дидактическая игра «Где живет вода?»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть с Капельками (подводит детей к столу с разложенными сюжетными картинками). Возьмите по одной Капельке, и положите на те картинке, где по вашему мнению «живет» вода.

4. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода». Демонстрация электронной презентации «Кругом вода».

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Н. Рыжовой, которое называется «Волшебная вода» (чтение сопровождается показом презентации).

«Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)

5. Физкультминутка «Кто не умывается»

Кто горячей водой умывается, (имитационные движения-умыть лицо)

Называется молодцом. (руки на поясе, повороты в стороны)

Кто холодной водой умывается, (имитационные движения-умыть лицо)

Называется храбрецом. (руки в стороны, кулаки сжаты)

А кто не умывается, (погрозить пальчиком)

Никак не называется. (руки в стороны, плечи поднять)

(Петр Синявский)

6. Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Вода – удивительный природный дар! У воды много тайн. Например: вода бывает очень разной! Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. А хотели бы вы открыть новую тайну воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда одевайте халаты (фартуки) и садитесь за столы. Мы проделаем с вами несколько опытов и узнаем еще одну тайну воды.

Что вы видите? (стаканы с водой, речной песок, сахарный песок). Посмотрите на карточки-схемы опыта – в один стакан с водой надо добавить одну мерную ложку речного песка и тщательно размешать. Внимательно посмотрите – что получилось? Вы видите песок?

В другой стакан воды – добавим одну мерную ложку сахарного песка и тщательно размещаем. Вы видите песок? Что произошло? (песок растворился, его не видно). А что произошло с речным песком? (лежит на дне, не растворился).

Значит, мы выяснили, что вода может растворять вещества (например, сахарный песок). Что еще показал этот опыт? (что речной песок в воде не растворяется). Возьмите карандаши и отметьте на схеме – что в стакане с водой, куда добавили сахарный песок? (чистая вода). Что в другом стакане?

Как вы думаете, какой песок надо положить на дно аквариума? (речной) Почему? А если добавить сахарный песок, что произойдет? (вода станет сладкой и непригодной для рыбок).

Воспитатель: Вот мы и узнали еще одну тайну воды. Какую? Ответы детей. (вода может растворять вещества). Давайте снимем халаты и встанем в «дружный» кружок.

6. Рефлексия.

Воспитатель: Всему живому, в том числе растениям, животным нужна вода. Без воды все гибнет. Например, человек может прожить только несколько дней. Давайте обращать внимание на воду, беречь ее! Если вы заметили не закрытый кран – закройте его, чтобы воды зря не пропадала. Будьте бережливыми и в садике, и дома.

Ребята, мне очень понравилось общаться с вами. А вам было сегодня интересно? Что нового вы узнали? Что показалось вам трудным? Во что бы вы хотели поиграть еще раз?

Публикации по теме:

«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!» Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!»Автор работы: Ярославцева.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Жить.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Цель: систематизировать и уточнить.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема занятия: «Удивительные свойства воды» Воспитатель: Ковалёва.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Снег и лед» для младшей группы ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГООБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ Конспект НОД.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы «Сказочный сундучок» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Сказочный сундучок» Подготовила и провела воспитатель 1.

Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Конспект занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Цели: с помощью опытов показать детям, как.

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе «Удивительные свойства воды» Тема: «Удивительные свойства воды» Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности Задачи: Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды»
Опубликовано: 22 сентября 2017 в 11:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Подарки своими руками»
На нашем сайте очень много талантливых и креативных педагогов, маамовцев, идеи которых манят меня ежедневно заходить на сайт и вдохновляться! Благодаря Вам и...
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование «Пушистые друзья для котенка Малыша»
Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование "Пушистые друзья для котенка Малыша". Цель: учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка....
НОД по художественно-эстетическому развитию «Изготовление светофора с использованием...
Цель: учить детей делать игрушку-светофор из различного бросового материала ( коробки, бутылки, пробки, крышки от коробки, нитки) Программные задачи: •...
Фотоотчет «Папин праздник»
Дети любого возраста всегда ждут праздника. А особенно любят что - то мастерить и дарить свои поделки, рисунки своим родителям. И вот намечался праздник 23...
Работа с родителями по приобщению детей к чтению
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной...