МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи: «Необыкновенная история с гласными и согласными звуками», старшая группа

Екатерина Бродская
Конспект занятия по развитию речи: «Необыкновенная история с гласными и согласными звуками», старшая группа

Тема занятия: «Необыкновенная история с гласными и согласными звукам

и»

[/i]Цель: обобщение представлений детей о гласных и согласных звуках.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять умение различать гласные и согласные звуки и буквы;

• продолжать учить соотносить звук и букву;

• закреплять умение читать слоги из пройденных букв.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи: „Необыкновенная история с гласными и согласными звуками“, старшая группа» размещена в разделах

развивать фонематический слух, восприятие;

• развивать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитательные:

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение слушать собеседника и не перебивать его.

Методы и приемы:

наглядный метод: приём использования ИКТ, приём показа предметов.

словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.

практический метод: постановка задания, анализ результатов, контроль и регулирование.

репродуктивный метод: приём работы в тетрадях; приём выполнения формообразующих движений руками (физминутка, театр и пр.).

Словарная работа: понукал.

Материалы и оборудование: конспект НОД, домик с красной крышей для гласных букв, домик с синей крышей для согласных букв; аудиозапись «Песенки гласных звуков»; красные кружочки с артикуляцией гласных звуков; картинка согласных звуков; мягкая игрушка медведь; листы с изображением буквы [o].

Демонстрационный материал: домик с красной крышей, домик с синей крышей, плакат «Азбука», картинка с изображение согласных звуков.

Раздаточный материал: листы с изображением буквы [o], красные кружочки с артикуляцией гласных звук

Предварительная работа: ознакомление с гласными и согласными звуками, соотношение звука и буквы.

Структура НОД

1. Вводная часть (3 минуты)

- Ребята, посмотрите, какой у меня в руках яркий, интересный, оранжевый конверт. Что же в нём находится? На этот вопрос вы мне ответите чуть позже, после того, как мы с вами совершим путешествие в необыкновенный лес. А я вам сделаю подсказку, запомните её: то, что находится в конверте, живёт в домике с красной крышей и очень любит петь. Запомните эту информацию.

А сейчас, перед тем как отправиться в путешествие, давайте поприветствуем друг друга:

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Справа друг, и слева друг. Улыбнёмся всем вокруг!». - Подарите мне улыбку! Замечательно!

Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее. У всех хорошее настроение? (Да). Тогда вперёд!

2. Основная часть (20 минут)

- Сегодня я расскажу вам сказку о том, кого встретил наш знакомый Медвежонок в своём лесу. Только давайте договоримся, что вы на протяжении всего путешествия будете фантазировать, представлять себя в разных ситуациях и во всем мне помогать. Договорились? (Да). Итак, сказка. «В одном лесу жил Медвежонок (в руках воспитателя мягкая игрушка - Медвежонок). Он очень любил гулять по лесу».

2.1. Разминка (музыкальная композиция «Ding Dong Merrily»).

- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы идём вместе с Медвежонком по лесу.

- идём по тропинке, маршируя;

- идём по тропинке, высоко поднимая ножки, чтобы не запутаться в траве («До чего трава высока. То крапива, то осока. Выше ножки поднимай. На траву не наступай»);

- идём по тропинке на носочках, руки тянутся к солнышку;

- идём по тропинке, перешагивая кочки;

- прыгаем на носочках, перепрыгиваем кочки;

- весело бежим.

- Молодцы!

«Шёл Медвежонок долго – долго, и вдруг увидел в дали как что – то краснеет среди деревьев. Что же это? Долго смотрел Медвежонок на деревья, никак не мог понять, что же это такое».

- Давайте, ребята, вместе с Медвежонком потренируем глазки, чтобы они были зоркие – зоркие.

2.2. Глазодвигательные упражнения (музыкальная композиция «Вальс – Миньон»);

(ребёнок на расстоянии вытянутой руки плавно водит фломастером с цветным колпачком перед глазами: слева – направо и в обратном направлении (4 – 6 раз, вверх – вниз, по диагонали, от носа и к носу; ребёнок следит за предметом только глазами, голова при этом находится без движения; на 3 – 4 секунды задерживает предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ, взгляд удерживается на этих крайних точках).

«Мишутка сразу увидел красивый домик с красной крышей (выставляется иллюстрация). В домике кто-то пел. Медвежонок остановился около домика и стал слушать нежную мелодию.

2.3. Звучит аудиозапись «Песенка гласных звуков» (дети поют гласные звуки).

- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал Медвежонок и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его встретили звуковички - красные кружочки (показываются кружочки с артикуляцией гласных звуков).

- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

- Я – Медвежонок, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

- А мы звуки. - Как же вас зовут?».

- Ребята, вспомните про оранжевый конверт. Кто же живет в домике с красной крышей? (Гласные звуки).

(По артикуляции гласных, символически изображённых на картинке, дети определяют звуки. У каждого ребёнка на столе набор гласных букв. Ребёнок называет звук, показывает букву. Модель ответа детей: «Меня зовут А»).

(В «бассейне» с фасолью дети находят гласные буквы и называют их). «Очень приятно познакомиться! – сказал Медвежонок.

- А фамилия у нас у всех одна, - сказали звуки.

- Да? — удивился Медвежонок,

- Какая же у вас фамилия?

- Все мы — … (Ответы детей: «Гласные!»)».

- А теперь, ребята, давайте скажем Медвежонку, каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Ответы детей: красным).

- Выполним задание на листочках, обведём гласные звуки красным цветом (дети выполняют задания).

«Посмотрел Медвежонок на выполненную работу и сказал:

- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

- Будем очень рады! И пошёл Медвежонок дальше».

2.4. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.

- Ребята, впереди у Медвежонка на пути оказалось препятствие

- овраг, большая яма. Что делать? (перекинуть бревно, верёвку через овраг).

Упражнение «Брёвнышки – верёвочки». Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки» (8 раз).

«Пошёл Медвежонок дальше. Вдруг видит – стоит синий домик (выставляется иллюстрация). Остановился Медвежонок, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (р-р-р, мычал (му – му - му, летал (л – л - л, понукал (но – но – но)».

- Ребята, как вы думаете, что такое понукал?

(Лошадке говорят «Но – но – но»). «Вдруг дверь открылась и Медвежонок услышал:

- Привет! Ты кто?

- Я – обыкновенный медвежонок, зовут меня Мишутка, а фамилия моя – Лесной.

А вы кто?

- Мы звуки (выставляется иллюстрация согласных звуков).

- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

- А зовут нас… И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена».

- Ребята, вспомните какой – нибудь согласный звук.

Вспомнили? Сейчас по моему сигналу, каждый прокричит свой согласный звук. Готовы? Раз, два, три! (Дети хором произносят по согласному звуку).

«Всё! Всё! Тихо! – закричал Медвежонок. Но звуки шумели (Дети хором произносят по согласному звуку). Тогда Медвежонок закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:

- Что?

- Вам нужна одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

- Да! Да! — закричали звуки.

- Мы согласны! И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

- Стоп!

- крикнул Мишутка. Если вы согласны, значит – вы… (Ответы детей: «Согласные!»).

- Ура! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

- Ой-ой-ой! — закричал медвежонок, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

- А мы тоже хотим петь, но не умеем,

- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

- Но как? Мы же не умеем петь!

- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдём к гласным в гости? (Ответы детей: «Да!»). Они будут рады!».

- Ребята, каким цветом обозначают согласные звуки? (Согласные звуки обозначают синим цветом).

- Чем отличаются друг от друга согласные звуки и гласные звуки? (Гласные звуки можно петь, их произношению ничего не мешает; при произношении согласных звуков во рту возникают препятствия, которые создают губы, зубы, язык).

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие).

- Каким цветом обозначают мягкие согласные? За правильный ответ каждый ребёнок получит наклейку. (Мягкий согласный звук обозначают зелёным цветом).

- Каким знаком обозначают звуки? (Звуки обозначаются буквами). - Молодцы! (Воспитатель показывает карточки с согласным и гласным звуками, дети читают слоги).

3. Итог занятия (2 минуты)

- Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось во время нашей прогулки с Медвежонком? (Ответы детей).

- О чём мы сегодня говорили? Какие упражнения выполняли? (Ответы детей). Медвежонку очень понравилось у вас в гостях, и он приготовил для вас угощение.

Используемая литература:

1. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду старшая группа»

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «История Отечества» (старшая группа)Комплексно-тематическое планирование «История Отечества» (старшая группа) Комплексно – тематическое планирование «История Отечества» подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Егорова.

Конспект логопедического занятия «Мы со звуками играем. Звук [С]» .

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа)Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа) Методические задачи:Продолжать развивать детское изобразительное творчество; закрепить технические навыки и умения рисования; продолжать.

Конспект занятия по развитию речи «Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» (первая младшая группа) Цель: познакомить со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя"; приучать внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения;.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Мастер-класс «Дидактическая игра по развитию речи Цветик-семицветик» (старшая группа) в День цветика-семицветика на МAAMМастер-класс «Дидактическая игра по развитию речи Цветик-семицветик» (старшая группа) в День цветика-семицветика на МAAM Самым главным показателем готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группа Тема: Пингвин. (рисование методом тычка)Цель занятия: формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина его характерные.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ. Старшая группаОткрытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ. Старшая группа Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие.

Конспект занятия по лепке «Божья коровка на листочке» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Божья коровка на листочке» (старшая группа) Цели: учить использовать для создания образов объектов природы разнообразные способы лепки, отмерять отрезки нужной величины, передавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи: «Необыкновенная история с гласными и согласными звуками», старшая группа
Опубликовано: 31 августа 2020 в 23:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД