Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Дарья Кружкова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :

Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Развивающие : развивать интерес к творчеству уральского сказочника П. П. Бажова

Воспитательная: воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Методы и приемы:

Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение сказки П, П, Бажова „Серебряное копытце“» размещена в разделах

Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.)

Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.

Материалы: сказка Павла Бажова «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова, презентация к сказке.

Словарная работа: пожитки, балаган, душной, пособник.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).

Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» (показ портрета Бажова). Его произведение «Серебряное копытце» - это сказ. Сказы – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью - народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними -вымышленные, сказочные.

Воспитатель: В сказе Бажова «Серебряное копытце», которой вы сегодня познакомитесь действуют обычные земные люди – такие как старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои лесной козел Серебряное копытце и говорящая кошка Мурёнка.

(Чтение детям сказки Павла Бажова «Серебряное копытце»)

Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.

Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли кого, а соседи и говорят, что в их деревне есть 6-летняя девочка Даренка, которая осталась сиротой.

Когда Дед Кокованя пришел забирать девочку, то рассказал ей о волшебном козлике Серебряное копытце, который живет в лесу. История очень заинтересовала девочку, и она согласилась пойти жить к деду. У Даренки была кошка Муренка, которую Кокованя тоже забрал с собой.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёна да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся вместе, весело им.

Старик был мастер сказки сказывать. Дарёнка любила те сказки слушать, а кошка Мурё нка лежит да мурлычет:

“Пр-равильно говорит. Пр-равильно”.

Только после всякой сказки Дарёнка напомнит :

— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?

Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал :

— Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.

Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарёнки только и разговору что об этом козле.

— Дедо, а он большой?

Рассказал ей Кокованя, что ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. А Дарё нка опять спрашивает:

— Дедо, а рожки у него есть?

— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у этого — на пять веток.

— Дедо, а он кого ест?

— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.

— Дедо, а шёрстка у него какая?

— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Мурёнки нашей, а зимой серенькая.

Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасётся. Дарё нка и давай проситься:

— Возьми меня, дедо, с собой! Может, я хоть сдалека того козлика увижу.

Кокованя и объясняет ей:

— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберёшь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы зимой безрогие ходят, а этот — Серебряное Копытце — всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Однажды Кокованя решил пойти в лес охотиться на козлов и после долгих уговоров взял с собой Даренку с кошкой. Девочка мечтала увидеть волшебного козлика. В лесу у деда был домик, где они и поселились.

Как-то раз, когда Кокованя уехал в деревню. Осталась Дарёнка с Мурёнкой. Днём-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Мурёнка лежит спокойнёхонько. Дарёнка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит — от лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела — это козёл бежит. Ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек. Выбежала Дарёнка поглядеть, а никого нет. Подождала-подождала, воротилась в балаган, да и говорит:

— Видно, задремала я. Мне и показалось. Мурё нка мурлычет: “Пр-равильно говоришь. Пр-равильно”.

Легла Дарёнка рядом с кошкой да и уснула до утра.

Другой день прошёл. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Дарёнке, а не плачет. Гладит Мурё нку да приговаривает:

— Не скучай, Мурёнушка! Завтра дедо непременно придёт.

Мурёнка свою песенку поё т: “Пр-равильно говоришь. Пр-равильно”.

Посидела опять Дарёнушка у окошка, полюбовалась на звёзды. Хотела спать ложиться — вдруг по стенке топоток прошёл. Испугалась Дарёнка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом — где дверка, а там и сверху запостукивало. Негромко, будто кто лёгонький да быстрый ходит.

Дарё нка и думает: “Не козёл ли тот, вчерашний, прибежал?”

И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козёл — тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял — вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках.

Дарёнка не знает, что ей делать, да и манит его, как домашнего:

— Ме-ка! Ме-ка!

Козёл на это как рассмеялся! Повернулся и побежал.

Пришла Дарёнушка в балаган, рассказывает Мурёнке :

— Поглядела я на Серебряное Копытце. И рожки видела и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой топает, дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.

Мурёнка знай свою песенку поё т: “Пр-равильно говоришь. Пр-равильно”.

Третий день прошёл, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Дарёнка. Слёзки запокапывали. Хотела с Мурёнкой поговорить, а её нету. Тут вовсе испугалась Дарёнушка, из балагана выбежала кошку искать.

Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать.

Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить. Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые — всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит — и всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.

Вдруг Мурёнка скок туда же! Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Мурёнки, ни Серебряного Копытца не стало.

Кокованя сразу полшапки камней нагрёб, да Дарё нка запросила:

— Не тронь, дедо! Завтра днём ещё на это поглядим.

Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагрёб.

Всё бы хорошо, да Мурёнки жалко. Больше её так и не видали, да и Серебряное Копытце тоже не показался. Потешил раз — и будет.

А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Хризолитами называются. Видали?

Воспитатель: Понравилось ли вам произведение? Ну, прежде чем мы с вами поговорим о сказке «Серебряное копытце» я предлагаю поиграть

(дети делают физминутку «У оленя дом большой»)

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте)

В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)

Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

А, теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.

Воспитатель: Понравилось ли вам произведение?

Дети: Да

Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите главных героев сказа.

Дети: Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.

Воспитатель: Какой был старик Кокованя?

Дети: Добрый, весёлый, ласковый.

Воспитатель: Какая была Даренка?

Дети: Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.

Воспитатель: Расскажите, что делал козел серебряным копытцем?

Дети: драгоценные камни выбивал

Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?

Дети: Нет.

Воспитатель: В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.

Ребята, у нас близится Новый год. А в Новый год случаются чудеса?

Я вам предлагаю пройти к нашим столам.

(На столе разложены шаблоны подков. В тарелочках насыпан серебряный песок, клей).

Воспитатель: Я предлагаю вам изготовить волшебное копытце. Для этого намазываем подкову клеем. Берем ложечкой песок и над тарелочкой посыпаем на копытце. Лишнее стряхиваем в тарелку. Ребята, теперь у каждого есть волшебное копытце, я вам его дарю. А раз под новый год происходят чудеса, я предлагаю повесить дома на ёлочку это копытце и оно поможет исполнить ваше заветное желание. Давайте вернемся на стульчики.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Что вы нового узнали? Что больше всего понравилось?

Дети: (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Фотоотчет «Рисование иллюстрации к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» в старшей группеФотоотчет «Рисование иллюстрации к сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» в старшей группе Детям старшего дошкольного возраста доступно отражение поэтических образов в рисунках. Оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического.

Художественное творчество старших дошкольников по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»Художественное творчество старших дошкольников по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» Цель:Умение иллюстрировать литературные произведения. Задачи:- совершенствовать навыки создания выразительного образа; - формировать умение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей подготовительной группе «Серебряное копытце»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей подготовительной группе «Серебряное копытце» Цель: закрепление умений смешивания цвета с белилами для получения различных оттенков. Задачи: • продолжать учить цветом создавать выразительность.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Иллюстрация к сказу П. Бажова «Серебряное копытце»Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Иллюстрация к сказу П. Бажова «Серебряное копытце» Цель:закрепление изобрательных умений и навыков. Задачи: образовательные: - продолжать учить создавать выразительный образ сказочного животного:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Проект «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и конструкторы ЛегоПроект «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и конструкторы Лего Вид проекта: кратковременный, групповой Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Опубликовано: 24 декабря 2023 в 14:36
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД