Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]»

Марина Семенова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]»

Тема: «Дифференциация звуков Ц-Ч»

Форма проведения: групповая

Время проведения: 25 минут

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познава-тельное развитие

Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью уп-ражнений на различие звуков Ц-Ч

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]“» размещена в разделах

- образовательные: упражнять детей в правильном произношении и раз-личении звуков [ц] и [ч] в слогах, словах и в предложениях, упражнять четко произносить звуки [ц] и [ч

- развивающие: развивать фонематический слух, интонационную выра-зительность, дикцию, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционный аппа-рат, мелкую моторику

- воспитательные: воспитывать желание правильно говорить

Оборудование: иллюстрация с изображением чашечки с цветами (гжель); мяч, чаша с цветками (или картинка); зеркальце на каждого ребенка

План проведения

1. Вводная часть:

Сюрпризный момент

2. Основная часть:

Артикуляционная гимнастика

Повтори потешку

«Звуковые кнопочки»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

Доскажи словечко

Динамическая пауза

«Прятки со звуками»

Скороговорки

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов

Ход занятия

I. Вводная часть

В: Ребята, к нам сегодня придет гость. А кто это вы узнаете, послушав за-гадку

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он - художник знаменитый,

Он - известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?

Д: Незнайка

В: Верно, к нам пришел Незнайка. Давайте поздороваемся с ним

Н: Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь. Я запутался в звуках Ц и Ч. Вы сможете мне помочь разобраться в них?

Д: ответы детей

В: Конечно, мы тебе поможем, но сначала надо сделать гимнастику для язычка.

II. Основная часть

В: Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?

В: Выполним упражнение «чашечка». Широко открываем рот, кладём ши-рокий язык на нижнюю губу, загибаем край языка «чашечкой» и медленно поднимаем её за верхние зубы.

В: Молодцы, опускаем язычок, прикрываем рот. Повторяем 3 раза

В: Ребята, что изображено на чашечке? (цветы)

В: К какому народному промыслу она относится? (гжель)

В: Давайте проговорим все вместе - «чашечка с цветами». Какие звуки мы слышим, ребята? (ч и ц)

В: Правильно! Давайте посмотрим в зеркало и произнесем звуки ц и ч.

Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с.

Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш.

В: Незнайка, у тебя все получается?

Н: Получается, но я еще их путаю.

В:. Тогда давай поиграем в пальчиковую игру «Звуковые кнопочки».

Пальчиковая игра «Звуковые кнопочки»

В: Давайте понажимаем звуковые кнопочки на волшебном компьютере. Для этого по очереди соединим с большим пальцем все остальные пальцы. Одно-временно с этим будем произносить слоги:

Ца-цо-цу-цы

Ча-чо-чу-чи

Н: Мне понравилась эта игра, а в какие еще игры можно поиграть.

В: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

«Скажи наоборот» (С мячом)

Я буду кидать мяч, и называть слог, а вы мне возвращаете мячик, меняя звук ц на ч, вот так:

Ча – ца

Чо – цо

Чу – цы

Чи – цы

Повтори потешку

В: А сейчас, Незнайка, послушай потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

В: Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, по-стучу). Какие еще слова встретились? Помогите Незнайке.

В: Незнайка, какие слова со звуком Ц ты услышал? (Цок-цок, копытцем). Ребята, а вы какие слова услышали?

Давайте расскажем потешку все вместе (хором).

• Громко;

• Тихо;

В: Молодцы! А теперь повторят только мальчики. Теперь только девочки.

Н: Ребята, звуки ц – ч любят менять друг друга в одних и тех же словах. Я постоянно их путаю.

В: Звук Ч более ласковый, послушай «Лицо – личико».

Давайте назовем Незнайке слова ласково, чтобы он понял разницу между звуками Ч и Ц.

«Назови ласково» (образовать уменьшительно-ласкательную форму суще-ствительных):

Води…а – води…ка

Зая… - зай…ик

Птене… - птен…ик

Огуре… - огур…ик

Пти…а – пти…ка

Сини…а – сини…ка

Кури…а – куро…ка

Блюд…е – блюде…ко

Н: Спасибо ребята, я понял. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгать на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгать на носках легко.

«Прятки со звуками»

В: Ребята, а Вы знаете, наши звуки очень любят играть в прятки! Давайте поиграем с ними? Если вы нашли звук ц - нужно хлопнуть, а если нашли звук ч – топнуть). Попробуем?

Цель, червяк, чемодан, цепь, кирпич, целина, царапина, почтальон, Че-бурашка, часть, заяц, часы, чаща, царица, Чиполлино, чистота, цыган, яйцо, цыплёнок, человек, цапля, челюсть, купец, череп.

В: Незнайка, теперь ты разобрался в звуках?

Н: Ребята, спасибо вам большое. Вы были правы, это совсем не сложно. До свидания (ответы детей)

III.Заключительная часть

Какие звуки мы учили различать Незнайку? Что вы запомнили про звук «Ч»?

А про звук «Ц»? Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо работали

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]»
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 20:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД