татьяна леонтьева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] — [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
воспитатель Леонтьева Т. В.
Среда 6 мая
Обучение грамоте
В. В. Гербова
Занятие 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж.
Ход занятия
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] — [ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель говорит, что сейчас он будет называть то звук ж, то звук з, а дети должны выполнять соответствующие движения: на звук ж нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук, на звук з легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара).
Затем педагог произносит слова, содержащие эти же звуки. Дети выполняют задание сначала все вместе (зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно); затем по подгруппам (желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка). Воспитатель выясняет, все ли слова понятны детям; что означают слова знойно, жонглер.
Далее воспитатель проводит игру «Какой ряд победит?». Дети по очереди называют слова сначала со звуком ж, затем со звуком з. За каждый правильный ответ дается фишка. В конце игры воспитатель (или дети) подсчитывает количество фишек и объявляет победителей.
Педагог объясняет новое задание: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: жук, жужелица, жемчуг, жемчужинка».
Анализируя слова со звуком з, дети выполняют аналогичное задание: земля, зигзаг, зубило, зазубринка.
Воспитатель интересуется, все ли слова знакомы детям и кому какое слово понравилось произносить.
Педагог 2–3 раза читает стихотворение Н. Венгрова «Застукалка»:
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Воспитатель выясняет у детей, видел ли кто-нибудь чижа и не догадываются ли они, почему эту птичку ласково называют чиженька. («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)
Педагог просит детей определить, сколько слов со звуком ж встречается в стихотворении. (Семь слов.)
Воспитатель предлагает детям быстро нарисовать на листе бумаги (листы лежат перед детьми) решетки с крупными ячейками.
Дети определяют позицию звука в слове и ставят фишку в одну из ячеек.
Для анализа воспитатель предлагает следующие слова: журнал, лыжник, виражи, уж; зима, козлик, откажи, отказали. (Слова следует называть в разной последовательности, предлагать слова-обманки: уж, кошечка, лыжник, фигурист и т. п.)
Педагог помогает детям запомнить и четко произнести стихотворение С. Маршака:
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
[