МААМ-картинки

Консультация для родителей «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для родителей «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые родители! В настоящее время у детей дошкольного возраста всё чаще можно встретить ошибки в слоговой структуре слов. Нарушение слоговой структуры – это один из основных компонентов в структуре дефекта «речевых»детей. Искажения в слоговой структуре проявляются в следующем:

- в сокращении или, наоборот, добавлении количества слогов(«моко» вместо молоко, «мидор» вместо помидор, «команата» вместо комната);

Публикация «Консультация для родителей „Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- изменении структуры слога («бабанан» вместо барабан; «Черубашка» вместо Чебурашка; сокращение стечений согласных – «пина» вместо спина; вставки согласных в слог – «лимонт» вместо лимон);

- нарушении последовательности слогов («петерь» вместо теперь);

- нарушении ударности или ритма слова.

В предлагаемых заданиях основное внимание уделяется работе над ритмом речи.

Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой –ритм, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.

В основе работы над речевым ритмомлежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Только после того, как будут отработаны звукосочетания разных ритмовможно перейти к работе над словом. Основой подбора слов в работе над слоговой структурой может служить классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 классов слоговой структуры по возрастающей степени сложности. В каждом типе слоговой структуры в первом абзаце а) идут слова со звуками простыми в произношении, во втором б) – с более трудными ([л’], [л], [с], [с’], [ш], [ж], [ч], [р], [р’]); сначала – существительные, затем – прилагательные, глаголы и наречия. Например: 1. Двухсложные слова с ударением на первом слоге : а) мама, папа, Дима, Вика, Ваня, Катя; б) лето, липа, бусы, косы, чудо. 2. Двухсложные слова с ударением на втором слоге : а) дубы, коты, киты; могу, иду, веду; б) сова, коза, жуки, перо, река; варю, дарю. 3. Трёхсложные слова с ударением на первом слоге : а) ягоды, кубики, домики; б) лебеди, бусины, радуга; белая, синяя; бегали, думали, делали. 4. Трёхсложные слова с ударением на втором слоге : а) букеты, победа, погода, пионы, котята, утята; одену, будите; б) малина, калина, поляна, Володя, Данила, карета; одели, гуляли, ходили. 5. Односложные слова из закрытого слога : а) мак, кит, дуб, мёд, дом, кот, день; тут, там, дай; б) лес, лещ, суп, сын, семь, чай; наш, ваш, пел. 6. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом (ударение на первом слоге) : а) бантик, фантик; меткий, модный, умный; б) кактус, кустик, зонтик, дождик, чайник, тортик; летний, теплый, сочный, важный, мудрый, верный. 7. Трехсложные слова со стечением согласных в разных позициях и закрытым слогом (ударение на втором слоге) : а) ягненок, кофейник; томатный; б)будильник, бельчонок, купальник, шиповник; молочный, глубокий,таежный. 8. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова : а) мне, твой, где; б) клей, клен, блин, ключ, Глеб, вкус, кекс, кедр. 9. Четырехсложные слова из открытых слогов (ударение на втором слоге) :а) питание, дыхание, купание; одетая, богатая; б) фамилия, мелодия, вязание, любимая, великая, высокая. 10. Пятисложные слова из открытых слогов (ударение на втором слоге) : малиновая, калиновая, сиреневая. 11. Четырехсложные слова с закрытым слогом и стечениями согласных (ударение на первом слоге) : а) булочная, яблочная, гоночная. 12. Пятисложные слова с закрытым слогом и стечениями согласных (ударение на четвертом слоге) : великолепный, миролюбивый, трудолюбивый.

Основные рекомендации:

Предложенный речевой материал необходимо в большей мере сопровождать соответствующей иллюстрацией, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. С иллюстрациямиработа над словами становится более интересной.

Научив ребенка правильному проговариванию, прохлопыванию, протопываниюслов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используя несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.

Также, можно поиграть в игру «Запомни и назови». Выложив несколько картинок,ребенок называет ихи запоминает порядок расположения. Закрыв глаза, ребенку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит каждое слово многократно, но в игровой форме. Также можно составлять короткие предложения со словами первых групп : «Это мама», «Это папа», «Это хата, а это муха», «Я вижу вазу», «Я вижу вату».Во всех предложениях слова проговариваются с акцентом на ударение, но уже не прохлопываются!

Позже, можно будет переходить к чистоговоркам:

Уп-уп-уп, мама варит суп.

Ва-ва-ва, на суку сидит сова.

Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

Та-та-та, хвост пушистый у кота.

Цо-цо-цо, на руке кольцо.

Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Успехов вам в работе!

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2023 в 10:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД