Папки-передвижки

Консультация «Орально-моторные упражнения для аутичных детей»

Светлана Бакулина
Консультация «Орально-моторные упражнения для аутичных детей»

Что же такое орально-моторные упражнения? Это задания, направленные на увеличение силы, координации и, в некоторых случаях, сенсорной чувствительности в мышцах, участвующих в процессах устной речи и еды.

На данный момент не существует научных исследований, которые бы подтвердили, что орально-моторные упражнения сами по себе приводят к развитию речи у аутичных детей.

Публикация «Консультация „Орально-моторные упражнения для аутичных детей“» размещена в разделах

Это очень важный момент, на котором я бы хотела заострить ваше внимание! Для примера представьте, что вы ходите, поднимая и опуская руку, чтобы научиться отбивать мяч. Но вы не научитесь отбивать мяч от пола, если у вас нет самого мяча. Чтобы ребенок научился какому-то навыку, задача, во время которой он его использует, должна быть функциональной, то есть она должна иметь смысл для его повседневной жизни.

Так что давайте смотреть на подобные логопедические упражнения лишь как на дополнительные инструменты, которые вы можете использовать для помощи ребенку. Для чего же могут пригодится эти инструменты?

Орально-моторные упражнения поддерживают следующие навыки:

имитация: помощь в развитии новых навыков имитации в области рта;

разделенное внимание: эти упражнения позволяют сделать занятие более веселым и социальным;

расширение восприятия сенсорной информации в области рта: в частности, они могут развить осознание положения собственных губ и языка;

развитие сенсорного восприятия в области рта: важная составная часть сенсорной интеграции;

помощь в практике функциональных речевых звуков и слов;

координация орально-моторных движений : например, улучшение жевания и расположения языка (для детей, у которых есть проблемы с двигательным планированием).

Хотя перечисленные выше навыки очень важны, вероятно, орально-моторные навыки наиболее важны для поддержки детей с аутизмом на начальных этапах развития устной речи, детей с оральным сенсорным поиском (жующих, кусающих несъедобные предметы и т. п.) и/или на начальных этапах развития навыков разделенного внимания и имитации.

Существует множество занятий для орально-моторного развития, которые легко можно использовать дома со своим ребенком.

Упражнения для аутичных детей, которые ищут оральную сенсорную стимуляцию

Ребенку нравится грызть игрушки, он склонен кусаться, жует свою одежду? Это может быть связано с его сенсорным профилем. С таким ребенком можно попробовать следующие орально-моторные упражнения :

-электрические зубные щетки. Это быстрый и безопасный способ обеспечить сильную стимуляцию полости рта. Поощряйте ребенка направлять зубную щетку не только на зубы, но и на губы и язык;

-сырая/хрустящая еда. Если возможно, нарезайте еду на длинные и тонкие полоски (как морковные палочки, чтобы ребенок мог хрустеть всей полостью рта. Моделируйте для ребенка хрустящее жевание больших кусков еды;

-тренажеры для жевания. Это отличный вариант для детей, которым нужно что-то держать во рту, чтобы успокоиться. Плюс специальные кулоны для жевания неброские и их легко мыть;

-жевательная резинка или леденцы. Если для вашего ребенка безопасна жевательная резинка, то это отличная возможность поработать над мышцами щек и языка, одновременно обеспечивая сенсорную стимуляцию. То же относится к леденцам.

Создайте доступный запас орально-моторных занятий для вашего ребенка. По мере того как ваш ребенок будет все лучше осознавать собственные сенсорные потребности, ему будет важно иметь доступ к инструментам для сенсорной саморегуляции.

Орально-моторные упражнения для развития мышечной силы и навыков имитации

Ребенку трудно удержать содержимое рта во время еды/питья? Ему сложно имитировать различные движения (ребенок понимает, что от него хотят, но ему сложно сделать то же самое? С таким ребенком можно попробовать следующие упражнения :

-питье через соломинку. Чем уже трубочка и чем гуще напиток, тем больше усилий нужно будет прилагать;

-гигиеническая помада. Перед занятиями, направленными на развитие речи, попробуйте усилить сенсорное восприятие губ с помощью ароматизированной гигиенической помады. Это обеспечивает тактильную обратную связь и помогает лучше осознавать собственные губы;

-мыльные пузыри. Выдувание мыльных пузырей требует напряжения мышц щек и координации дыхания. По возможности объединяйте это занятие с речью, поощряя ребенка говорить, например: «Пузыри! Смотри, пузыри! Вверх, вверх, вверх!»;

-корчить смешные рожи перед зеркалом. Делайте это по очереди, поощряя ребенка повторять за вами. Когда вы изображаете что-то (например, надуваете щеки или преувеличенно жуете, моделируйте движение медленно и преувеличивайте его;

-многократно повторяйте речевые звуки во время игры, которая нравится ребенку. Повторяйте речевые звуки и поощряйте ребенка повторять их за вами. Например, динозавр идет «топ-топ-топ», машина едет «бу-бу-бу». Умение повторять отдельные речевые звуки — необходимый этап, который ведет к развитию речи;

-поддерживайте визуальные модели. Мы знаем, что для имитации звуков их важно чувствовать, слышать и видеть. Старайтесь сделать так, чтобы ваше лицо было в поле зрения ребенка, издайте смешной звук, позвольте ребенку прикоснуться к вашим губам, когда вы произносите звук. Привлекайте внимание ребенка к вашему рту, в том числе к движениям языка.

Каждый ребенок с аутизмом уникален в своих сильных сторонах и потребностях. Не забывайте, что предпочтения и навыки сенсорного восприятия вашего ребенка будут меняться со временем, и учитывайте, что подходящие ему упражнения тоже изменятся.

Из своей практики с детьми с РАС могу сказать, что наиболее эффективными оказываются те упражнения, которые вы включаете в повседневный распорядок дня ребенка и которые становятся для него рутиной. Подумайте о том, как вы можете постепенно подготовить ребенка к упражнениям. Например, просто начните класть электрическую зубную щетку рядом с обычной и предлагать ее на выбор. Заранее подготовьте хрустящую еду в качестве перекуса. Попробуйте каждый вечер играть напротив зеркала после того, как ребенок помылся в ванной. Я понимаю, что родители невероятно заняты. Подумайте о том, что наиболее реалистично добавить в ваш день, и продолжайте поддерживать ваших потрясающих детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения»Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения» Общеразвивающие упражнения. [/b] Коротко о главном[/i] ОРУ (Общеразвивающим упражнениям) принадлежит серьезное место в существующей системе,.

Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей»Консультация для родителей «Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей» Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом воспитании детей. Общеразвивающие упражнения – это простые физические упражнения, выполнение.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Развивающие игры для аутичных детейРазвивающие игры для аутичных детей Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, я руководствуюcь следующими факторами: 1. Прежде всего личные предпочтения.

Рекомендации для родителей «Упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей» Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Оказывайте ребенку поддержку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Орально-моторные упражнения для аутичных детей»
Опубликовано: 15 мая 2023 в 18:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД