Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — «Дифференциация звуков л-ль».

Ирина Киселева
Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — «Дифференциация звуков л-ль».

Киселева Ирина Васильевна

Цель занятия: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «л», «ль» на материале слогов, слов.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная: учить детей сравнивать звуки «л-ль» в сравнительном аспекте.

Коррекционно-развивающие: упражнять детей определять местоположение звуков «л-ль» в словах и подбирать предметные картинки к указанным схемам; развивать навыки звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза; развивать фонематический слух и восприятие; развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательная: формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

Оборудование: волшебный кубик, звуковые коврики, предметные картинки со звуками «л», «ль», наборы для составления схем, звукослоговые схемы, буква «Л», наборы букв, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент. Объявление темы через показ волшебного кубика.

- Ребята, я получила необычный волшебный кубик от наших знакомых звуков «л-ль». Посмотрите на каждой его стороне имеются загадочные задания, которые они для вас приготовили. Поиграем с волшебным кубиком? (Ответы детей)

Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — «Дифференциация звуков л-ль».

Основная часть

1) Анализ артикуляции звуков «л-ль» и их характеристика: сравнение звуков по артикуляции с помощью кинестетического ощущений и зрительного контроля.

- Давайте вспомним, что происходит с губами, зубами, языком и горлышком, когда мы произносим звуки «л-ль». (Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят за верхние зубы к бугорочкам. Горлышко «работает».)

- Назовите общие и различие между звуками «л-ль». (Звуки «л-ль» согласные, звонкие. Звук «л» твёрдый и обозначается синим квадратиком. Звук «ль» мягкий и обозначается зелёным квадратиком.)

2) Сопоставление звуков «л-ль» в слогах в игре «Наоборот» (с мячом).

- Поиграем с вами в игру «Наоборот».Я бросаю мяч вам и при этом называю слог с твёрдым или мягким звуком «л», а вы возвращаете мне мяч и произносите этот слог наоборот.

- Ла., ло., ли., ала., пля., аль. (Ля, лё, лы, аля, пла, ал).

3) Игра с волшебным кубиком:

а) развитие фонематического слуха в игре «Звуковой коврик».

- А теперь пришла очередь и волшебного кубика.

- Раз, два, три, четыре, пять

- Начинаем мы играть.

- Ну-ка, кубик повернём

- И задание найдём.

- Первое задание для нас приготовили звуки «л-ль» - «Звуковой коврик». Выложим «звуковой коврик», пользуясь синими и зелёными квадратами. Если в слове будет звук «л» выкладываем синий квадрат, если «ль» - зелёный квадрат.

Дети выкладывают звуковой коврик из синих и зелёных квадратов.

б) сравнение звуков «л-ль» в названиях частей тела в игре «Что мы знаем, мы покажем, а что видим, то расскажем».

- Раз, два, три, четыре, пять

- Будем кубик мы вращать.

- И появилась следующая игра под названием «Что мы знаем, мы покажем, а что видим, то расскажем». Назовите мне части тела со звуком «л», а затем со звуком «ль».

Дети показывают и называют части тела со звуком «л», а затем со звуком «ль».

в) определение местоположения звуков «л-ль» в словах и подбор предметных картинок к указанным схемам.

- Раз, два, три, четыре, пять

- Будем вновь кубик мы вращать.

- А здесь нужно определить местоположение звуков «л-ль» в названиях предметных картинок и найти к ним соответствующие схемы.

На столах у детей лежат предметные картинки со звуками «л», «ль». Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) и выкладывают картинку к соответствующей схеме. ("В слове «галка» звук «л» твёрдый и он стоит в середине слова. В слове «лента» звук «л» мягкий и стоит в начале слова").

г) составление звукослоговой схемы слов «кулак», «Лиза», проведение анализа и синтеза.

- Раз, два, три, четыре, пять

- Ну-ка, кубик повернём

- И задание найдём.

- Составить звукослоговую схему слов «кулак», «Лиза».

Два ребёнка выкладывают звукослоговую схему слов «кулак», «Лиза». Остальные дети работают на местах.

Затем логопед проводит анализ и синтез данных слов, а дети отвечают.

- Сколько слогов в слове «кулак»? Назовите 1 слог, 2 слог.

- В каком слоге спряталось короткое слово? В каком слоге стоит звук «л»?

- Сколько всего звуков в этом слове? Назовите все звуки по порядку.

- Какой по счёту стоит звук «л» и дайте ему характеристику?

- Назовите звуки, которые стоят перед звуком «л» и после него и т. д. (Ответы детей.)

Аналогично проводится анализ и синтез слова «Лиза».

Физкультминутка

Каждым утром

Мы делаем зарядку.

Нам нравится

Делать её по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

д) составление слова из букв в игре «Рассыпанные буквы».

- Ну-ка, кубик повернём

- И задание найдём.

- Посмотрите, а здесь рассыпанные буквы, которые надо собрать в слово.

На магнитной доске выставлены буквы Л П И Л О. Дети выкладывают слово из соответствующих букв по инструкции учителя-логопеда.

- Первая буква стоит перед буквой «И»;

- вторую букву поставьте, которая несколько раз повторяется в слове «молоко»;

- третья буква стоит первая по счёту;

- четвёртая буква стоит между буквами «П»-«Л»;

- пятая буква стоит между гласными буквами.

- Какое слово получилось у вас? (Полил)

- Придумайте с этим словом предложение. (Ответы детей.)

е) составление слов из звуков первых и последних из названий предметных картинок в игре «Расшифрованное слово».

- Раз, два, три, четыре, пять

- Будем вновь кубик мы вращать.

- Звуки «л-ль» приготовили для нас много картинок, в которых спрятались слова и надо их расшифровать.

На магнитную доску учитель-логопед сначала выставляет первый набор предметных картинок (лодка, утка, палка, аист – лупа, затем второй (уголь, кубики, нос, машина – лиса).

В первом варианте дети по представлению составляют слово по первым звукам. Во втором варианте дети составляют слово по последним звукам.

Итог

- С какими звуками мы играли?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Какой буквой обозначаются звуки «л-ль»?

- Какие задания показались трудными?

- Какие задания не вызвали затруднений?

- Игре подошел конец,

- Кто играл – молодец!

- Звуки «л» и «ль»

- Вас одобряют,

- Поздравляют

- И сладостями угощают.

- Угадайте же секрет

- Про название тех конфет.

Учитель-логопед показывает 2 схемы по местоположению звуков «л», «ль» и просит детей угадать какие названия сладостей подходят к схемам (мармелад, карамель).

Дети подбирают названия сладостей к данным схемам, затем учитель-логопед их угощает сладостями.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цели: • уточнить артикуляцию звуков [р], [л]; • закреплять правильное произношение.

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] — [ц ] и букв т-ц» Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНРТема : Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» Цель: дифференциация.

Конспект открытого занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе «Дифференциация звуков [с] — [з]» Цели: • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, фразах; • сравнивать характеристики.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие по теме «Насекомые. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»Логопедическое занятие по теме «Насекомые. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Открытое логопедическое занятие по теме: «Насекомые». Дифференциация звуков Ж-Ш. ГБОУ Школа 935 Учитель – логопед Марьина Ольга Васильевна.

Открытое логопедическое занятие «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. По мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» Открытое логопедическое занятие по «Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. По мотивам сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка» Учитель-логопед:.

Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Логопедическое занятие «Вернем весне память» Цель: продолжать формировать правильное произношение звуков с, ш, автоматизировать их. Продолжать.

Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Открытое индивидуальное логопедическое занятие. Учитель-логопед: Марьина Ольга Васильевна. ГБОУ Школа №935 Тема. Дифференциация звуков.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной школе группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Лексическая тема. «Птицы зимой» Цели: Коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикуляционную характеристику звуков.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие по звукопроизношению с элементами грамоты в подготовительной группе — «Дифференциация звуков л-ль».
Опубликовано: 5 сентября 2017 в 15:21
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты»...
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты» Эпиграф «Все работы хороши выбирай на вкус» Общая цель: Закреплять...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые...
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть вторая «Март не...
Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П....
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1
Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся...
Конспект урока математики в 6 классе «Умножение рациональных чисел»
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел....