Ольга Марьина
Логопедическое занятие по теме «Насекомые. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое логопедическое занятие по теме : «Насекомые».
ГБОУ Школа 935 Учитель – логопед Марьина Ольга Васильевна.
Публикация «Логопедическое занятие по теме „Насекомые, Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
Цели: - закреплять знания детей о звуках и буквах ж-ш, учить дифференцировать звуки ж-ш; - учить согласовывать слова в предложении, расширить знания о насекомых, познакомить со словами-паронимами
- уточнять и обогащать словарь
- воспитывать культуру речевого общения
Оборудование : Картинки жука и змеи на каждого ребенка, игрушка божья коровка, предметные картинки, картон, пластилин.
Организационный момент.
Ребята к нам в гости прилетела божья коровка. Она хочет рассказать нам про мир насекомых и задать вам вопросы. Но сначала божья коровка, хочет загадать вам загадки.
Рогат, а не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет (жук)
Шестипалый и мохнатый,
Зажужжал мотор крылатый.
Опылять цветущий хмель
Прилетел проворный (шмель)
Ход занятия.
Божья коровка хотела у вас спросить.
Как жужжит жук? (ж-ж-ж)
Как шипит змея? (ш-ш-ш)
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий : складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
А знаете ребята, какое насекомое шипит, как змея- это мадагаскарский шипящий таракан, при испуге он издает звуки похожие на шипение. Но он обитает в далеких странах.
Ребята, божья коровка хочет с вами поиграть
Игра««Различаем ш-ж»
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки ш-ж
Поднимите картинки с изображением жука, если услышите звук ж, и змеи – если услышите звук ш.
П т ж д ш п с ш д ш ши ша жа во жо жи жаба шар кубик лимон жираф мышь крыша ножик ужи
Игра «Четвертый лишний»
кувшин, кошка, лошадь, жук; (лишнее жук, остальные все слова со звуком ш)
желудь чашка, жук, жираф. (чашка)
Игра «Выбери картинку»
На магнитной доске две картинки шмель и жук. Дети выбирают картинки на звук ш и ж. Картинку на звук ш отдадим шмелю, а картинку на звук ж отдадим жуку.
Игра «звук убежал»
…. арф, ….орты, ….уба, руба…ка, пид…ак, пи…ама, …илет
Как назвать эти предметы одним словом? Правильно, одежда.
Физкультурная минутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Работа со словами-паронимами.
- Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить слова со звуками ш и ж.
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
. Две вороны ворожили,
Десять — сено ворошили
И сороки не тужили:
У реки пожар тушили.
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых шарил.
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая ушами.
Я. Козловский
Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали, запомнили?
Что обозначает слово "ворожили"? (Гадали, колдовали).
А что обозначает слово "ворошили"? (Переворачивали, разбрасывали).
Как вы понимаете слова "не тужили"? (Не скучали).
Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы услышали слово тушили).
Чем отличаются слова "тужили - тушили"? (Звуками ш-ж, значением слов).
Что обозначает слово "тушили"? (Заливали огонь водой).
Вам понятно слово "жарил"?
А что обозначает слово "шарил"? (Искал. Шмель искал себе душистый цветок).
Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).
Прослушайте последние две строчки и назовите слова, которые отличаются одним звуком?
Кто такие ужи? (Змеи).
Чем хлопал заяц? (Ушами).
Видишь божья коровка, наши дети все знают. Да, вы ребята молодцы. Но мне пора улетать домой. А я предлагаю сделать божью коровку из картона и пластилина, тебе на память.
Творческая работа
Ребята, пройдите и садитесь за другие столы. Там все приготовлено для вашей работы. А сделаем мы объёмную аппликацию из пластилина. Которая будет называться «Божья коровка» Для того чтобы сделать божью коровку понадобится пластилин, из которого надо сначала сформировать колбаски, а потом из них делать ромашку и божью коровку и все это выложить на картон.
.Итог занятия :
Божья коровка обрадовался, что вы подарили ей аппликацию. Кто вы сегодня? (Молодцы).
Вы так старались, у вас получились красивые божьи коровки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы) А что нового узнали? (Ответы.)
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из картона и пластилина божью коровку. Занятие закончилось.