Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»

Елена Игоревна Горбунова
Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»

Ключевые слова: программированное задание (перфокарта, сигнальная карточка, самопроверка, самоконтроль.

Аннотация. Для повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи, могут успешно применяться элементы программированного обучения (перфокарты). Использование перфокарт на логопедических занятиях позволяет не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место. Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования позволяет логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепление произношения звука Ч в слогах, словах, связной речи;

- закрепление графического изображения буквы Ч;

- звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных;

- закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов;

- закрепление правописания ча, чу.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематическое восприятие; речь, тонкую и общую моторику; координацию речи с движением. Развивать графо – моторные навыки. Развивать у детей навыки самопроверки и самоконтроля.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала, программированное задание (перфокарта) на определение наличия звука в словах, предметные картинки со звуком Ч, карточки для чтения со словами на правописание ча, чу, карандаши зеленого цвета, игрушка Чебурашка, мяч, картинка «пчелка», су – джок массажер, наборы для составления звуко – слоговых схем, музыкальная зарядка.

Ход ООД

1. Организационный момент:

А) приветствие;

Б) Сообщение темы занятия – отгадывание загадки:

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой,

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным,

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены -. (чебурашку).

Появляется Чебурашка.

- Какой звук вы услышали в начале слова - отгадки? (звук Ч)

- Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит. Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч]:

- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;

- человек чихает: пчхи, пчхи;

- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);

- Чему будем учиться, какой звук будет закреплять в речи?

- А помогут нам в этом наши помощники: глазки, пальчики, язычок.

2. Подготовительная работа

А) гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить!

Б) Упражнение «Мяч» - массаж рук массажным мячиком

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

В) Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу,

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу,

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно,

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз,

Наверх залез (потянуть язык к носу,

Раз и в ротике исчез (закрыть рот!

- Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

- Чебурашка принес нам интересные задания!

Задание 1. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Как произносится звук? Его можно петь? Нет, значит, этот звук – согласный. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы не смыкаются.

Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.

Воздушная струя идет через рот. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук Ч: согласный, шипящий, всегда мягкий, глухой.

- Карандашом, какого цвета, будете обозначать звук Ч? Почему?

Задание 2. Упражнение «Повтори» - воспроизведение чистоговорок со звуком Ч:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: пеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: червяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: у враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: оЧень Чистые мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: оЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

Задание 3. Работа с программированным заданием (перфокартой)

На перфокарте расположены изображения предметов, содержащих или нет определенный звук. Под каждой картинкой есть квадратное отверстие «окошко» 1,5х1,5 см. Под карточку кладется чистый лист бумаги.

Задача ребенка – найти все картинки, в названии которых есть заданный звук, и закрасить отверстие под этими картинками.

- Рассмотрите картинки на карточке, раскрасьте окошко под той картинкой, если в названии слышно звук Ч (А)

- Сравните результат с сигнальной карточкой (Б).

- Все пометки на листе соедините линиями. Если все выполнено правильно, получится «фотография» изучаемого звука, т. е. буква Ч (В).

Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»

Задание 4. Физкультминутка «Зарядка»

Задание 5. Игра «Определи место звука Ч»: дети должны определить, где находится звук «Ч»: в начале или в середине слова (логопед выставляет картинки: черепаха, бабочка, чеснок, очки, кирпичи, часы, ручки).

- Дети отвечают полным ответом «В слове черепаха звук Ч слышим в начале слова».

Задание 6. Игра «Поможем Чебурашке разделить слова на слоги» - деление слов на слоги. Определение ударного слога в словах: бабочка, чеснок, очки, кирпичи, часы, ручки.

Задание 7. Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять» с применением су – джок массажера

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Задание 8. Звуко – слоговой анализ слова ручки.

Задание 9. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов – игра с мячом «Назови ласково»:

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[ч] - он очень мягкий звук,

Не обойтись, похоже, без его услуг.

Мяч – мячик

Ключ – ключик

Ложка – ложечка

Чайник – чайничек

Вилка – вилочка

Кувшин – кувшинчик

Пуговица – пуговичка

Собака – собачка

Пенек – пенечек

Носок – носочек

Блюдце – блюдечко

Рукавица – рукавичка

Огурец – огурчик

Стакан - стаканчик

Пенек – пенечек

Ручей – ручеек

Задание 10. Закрепление правописания ча, чу - чтение по карточкам слов с пропущенными буквами а, у.

3. Итог:

- Какой звук повторяли?

- Дайте характеристику звука Ч (Согласный, шипящий, всегда мягкий, глухой)

- В какие игры играли?

- Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями Чебурашки.

- Чебурашка с вами прощается.

- До свидания!

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук [Щ]» Тема: «Звук Щ». Цель: познакомить со звуком «Щ» развивать фонематический слух, учить давать характеристику звука, выделять его среди звуков,.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Звук и буква У» Воспитатель высшей кв. категории Носкова И. В. Цель: 1. Развитие фонематического слуха: выделение звука У из потока гласных звуков, слогов,.

Логопедическое лексико-грамматическое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии» Логопедическое лексико-грамматическое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии». Программное содержание: Коррекционно-образовательные.

Логопедическое занятие «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: уточнить произношение звука Ш; развивать фонематический слух; развивать чёткую артикуляцию речевого аппарата; формировать навык звукового.

Логопедическое занятие по обученю грамоте в старшей группе ДОУ для детей с ОНР по теме: «Звуки [З], [З’], буква З». Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Познакомить детей со звуками [З, З'] и буквой «З». 2. Уточнить правильную артикуляцию звука [З].

«В гостях у Луши». Логопедическое занятие по теме «Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах» Цели: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л]. -Автоматизировать [л] в слогах, словах. Обучающая:.

Логопедическое занятие в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»Логопедическое занятие в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж» .

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Звук и буква э» Цель: Правильное произношение звука «Э», знакомство с буквой Э. Задачи: • Образовательная: Учить составлять схемы предложений; Усвоение.

Логопедическое занятие «Звук и буква Л»Логопедическое занятие «Звук и буква Л» Цели: - Систематизация знаний детей о букве Л и звуке Л. - Закрепление зрительного образа буквы. - Определение места звука Л в словах при.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 17:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотозарисовка «Яблочный Спас в Краснодаре» часть 1
Уважаемые коллеги! Три года подряд в августе, на Яблочный Спас у меня были рабочие дни. Хлопоты по подготовке к празднику в детском саду всегда так увлекали...
Дидактическое пособие «Весёлый комод» для формирования элементарных математических...
"Весёлый комод" b] Вот такой замечательный комод у меня получился. Это очень удобное пособие, как для игры , так и для проведения НОД. Дети...
Музыкально-дидактические игры с часами
Музыкально-дидактические игры с часами Уважаемые коллеги! В преддверии Дня часов на МААМ предлагаю вашему вниманию игры с использованием часов для...