Зиля Уразгулова
Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри. Вас приветствует воспитатель Уразгулова Зиля Гафуряновна, МАДОУ Детский сад №1 села Учалы. Тема моего мастер-класса экспериментально – исследовательская деятельность «Волшебный мир». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер-класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель мастер-класса : Привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Задачи:
1. Углублять знания педагогов в вопросах экспериментирования с реальными объектами.
2. Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть) :
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Перед началом экспериментирования всегда обговариваем с детьми правила безопасности: опыты делаются только под наблюдением взрослого, в рот ничего брать нельзя, руками лицо, глаза трогать нельзя. По окончании экспериментирования руки моем с мылом.
Сегодня, я хочу показать вам, некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Итак, отправляемся в «Волшебный мир».
Опыт №1. «Плавающий мандарин» (Делается походу совместно)
Жил был мандарин. Он очень любил купаться, но плавать наш мандарин не умел. Однажды он собрался на море. Ему сказали, ты же не умеешь плавать? Одень спасательный жилет! Но мандарин никого не послушался, и полез в воду без спасательного жилета. И что же с ним произошло? Наш мандарин начал тонуть! Он закричал: «Спасите! Помогите!» Конечно спасатели ему помогли, и вытащили его из моря. Спасатели объяснили мандарину, что одному, без сопровождения взрослых, купаться ходить нельзя, и что тем, кто не умеет плавать, лучше всего плавать в спасательном жилете. Спасатели сказали, что в жилет набирается воздух, и засчёт этого пловец держится на воде. В следующий раз наш мандарин пошёл купаться в спасательном жилете, вместе с мамой, и папой, и наслаждался своим отдыхом (воздух не дал мандарину опуститься на дно, в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет).
Вывод: мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Опыт № 2. «Фокус» Решил наш мандарин показать своим детям фокус. Он спросил их, как вы думаете, что будет, если закрыть листком бумаги стакан с водой и перевернуть его?
- вода выльется!
- Проверим это на опыте! Берём стакан с водой, закрываем горлышко стаканчика бумагой, и крепко, крепко прижимаем сверху рукой, переворачиваем стакан, и отпускаем листок. Вода не выливается!
- Какой мы сделаем вывод: …
Вывод: снизу на стакан давит воздух, сверху на него давит вода. Из – за этого листочек остаётся на месте, и вода не проливается.
Опыт № 3 «Вода в стакане» Теперь наш мандарин решил удивить своего друга, он спросил его:
- Как ты считаешь, можно ли налить с тарелки воду в стакан не наклоняя тарелки?
- Нельзя? А давай попробуем!
Берём глубокую тарелку, ставим в середину тарелки свечку, наливаем в тарелку немножко крашеной воды, зажигаем свечку, свечка должна ярко гореть, мы горящую свечку закрываем сверху пустым стаканом. Свечка в стакане погасла. Воздух нагрелся. Под воздействием тёплого воздуха, вода поднимается в стакан, и соответственно не трогая тарелки вода в стакане.
- Какой мы сделаем вывод: …
Вывод: под воздействием тепла, вода поднимается вверх по стакану.
Опыт № 4 «Подводная лодка» Мандарин решил показать всем свою «подводную лодку»
Подводная лодка умеет погружаться и всплывать. Берём нашу «подводную лодку» (сделанную из пластиковой бутылки, погружаем в воду (топим, а теперь, чтобы «лодка» всплыла наверх, её нужно поднять с помощью воздуха. Дуем в трубочку, «лодка» всплывает.
Вывод: получается воздух вытесняет всю воду, и «лодка» всплывает.
Вот такой мандарин – экспериментатор.
- Как вы думаете, свойство чего нам хотел показать мандарин? (воздуха)
- Сегодня мы узнали одно из свойств воздуха, что воздух легче воды.
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Рефлексия. Дыхательная гимнастика «Ветерок». Спасибо за внимание.