Татьяна Александровна Иванова
Методическая разработка конспекта занятия «Я и сверстники» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта занятия для старшей группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону Детский сад №1
Авторская методическая разработка конспекта занятия
«Я и сверстники» для старшей группы №6
Разработчики :
Воспитатель Иванова Т. А.
г. Ростов-на-Дону
2021 г.
Оглавление
Публикация «Методическая разработка конспекта занятия „Я и сверстники“ для старшей группы» размещена в разделах
Аннотация
I. Пояснительная записка
II. Ход НОД
III. Заключение
Список используемой литературы
В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом. В группе детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений. Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.
Цель: закреплять знания детей о своей принадлежности к полу, развивать
чувство дружбы, любви, заботы и уважения к своим близким и друзьям.
Задачи:
- расширять представления детей о сверстниках : их возрасте, половых
различиях, занятиях, играх;
- прививать понятия о чертах характера, которыми должны обладать девочка
и мальчик;
- формировать позитивное представление о своем «я»;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Школьная доска, указка, магниты; картинка девочки и мальчика; 4 карточки с заданиями; игрушки: машина, кастрюля, кукла, кубики, ножницы, молоток, стетоскоп, сумочки, самолетики, кораблики; картинки сказочных героев: Мальвина, Буратино, Герда, Кай, Принцесса, Трубадур, Золушка, Принц, Аленушка, Иванушка; 3 обруча; буквы к словам: дружба, любовь, доброта; картинка-фотография.
Ход занятия:
Дети играют в игровых уголках.
Заходят гости.
Воспитатель: Ребята, сюда! К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Ребята: Здравствуйте.
Воспитатель: Садитесь на коврик. Посмотрите на доску.
Картинка девочки с длинными волосами и мальчика с коротко стрижкой.
Воспитатель: Вы должны выбрать, что одевает девочка, а что одевает
мальчик.
Дети распределяют и объясняют.
Воспитатель: Как вы догадались, мы будем говорить сегодня о мальчиках и
девочках. Чем мальчик отличается от девочки?
Дети: Именами, прической; девочки носят украшения, мальчики носят
галстуки, пиджаки; у девочек одежда яркая, розовая, желтая, разные
вышивки, а у мальчиков синий, черный, серый, наклейки на майках, героев
современных фильмов, машины и т. д.
Воспитатель: Посмотрите друг на друга. У нас замечательные мальчики и
девочки. Расскажите, мальчики, какие наши девочки.
Мальчики: Наши девочки нежные, красивые, ласковые, умные, обаятельные,
привлекательные, добрые.
Воспитатель: Девочки, а какие наши мальчики?
Девочки: Смелые, сильные, веселые, ловкие, шустрые, мужественные,
обходительные, внимательные.
Воспитатель: А что мальчики могут рассказать о себе?
Дети читаю стихотворение:
Пусть плачут сосульки и ржавые ведра
И мокрые шляпы: кап-кап
Но мы ведь мужчины, реветь без причины
Нельзя нам по чину никак!
Пускай синяки, фонари, даже шишки
Нельзя нам заплакать никак!
Ведь мы же мальчишки, а значит – мужчины.
Мы слез не покажем никак!
Воспитатель: Девочки, а что вы расскажите о себе?
Дети читают стихотворение:
Мы – девчонки, это значит – скромные, приятные
И во всех своих делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посудку мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать.
А поплачем мы немножко – это не считается.
Потому что мы – девчонки, нам это разрешается.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Мальчики и девочки очень отличаются друг
от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Когда девочки
вырастут, кем они будут?
Дети: Мамами.
Ребенок: Девочка – это будущая женщина, мама. Девочки, желающие стать
прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются,
стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами
никогда ее не начинают.
Воспитатель: А что мы скажем о мальчиках?
Ребенок: Мальчик – будущий мужчина, папа. А настоящий мужчина никогда
не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет
на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не
обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей,
прощает им их недостатки.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно
и отвечайте, кто это «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только. (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у. (мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только. (мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах … (девочки).
При всех помериться силенкой, конечно, любят … (мальчишки).
Воспитатель: Молодцы. А теперь расскажите о том, чем вы любите
заниматься.
Игра «Где мы были, что мы делали?»
(Строители, шоферы, парикмахер, врач. Штангу поднимают, в хоккей
играют, косу заплетают, суп варят, ребенка качает).
Воспитатель: Я знаю, что все девочки и мальчики любят сказки, потому что в
них происходят разные чудеса. И сегодня я предлагаю вам отправиться в
сказочную страну Мальчиков и Девочек. А когда-то очень давно Мальчики и
Девочки в этой стране жили очень дружно и весело. Но однажды они
поспорили, кто их них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить
отдельно друг от друга, даже построили огромную кирпичную стену, чтобы
никогда не видеть и не слышать друг друга. Теперь девочкам никто не
помогает носить тяжести, не защищает, а о мальчиках никто не заботиться,
никто не учит их хорошим манерам. Помогите подружиться и научить
мальчиков и девочек жить в мире и согласии и никогда не ссориться.
Воспользуйтесь карточками-подсказками, на которых зашифрованы правила
дружбы.
1 карточка. Нужно быть вежливым друг с другом».
Воспитатель: Давайте вспомним вежливые слова, поиграем в игру «Закончи
предложение».
Игра «Закончи предложение».
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … СПАСИБО!
Зазеленеет старый пень, когда услышит … ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Когда нас бранят за шалости, говорим мы … ПРОСТИТЕ ПОЖАЛЙСТА!
Если больше есть не в силах, скажем доброе … СПАСИБО!
Ребенок вежливый и развитый говорит при встрече … ЗДРАВСТВУЙТЕ!
И в России, и во Франции, и в Дании на прощанье говорят … ДО
СВИДАНИЯ!
2 карточка «Нужно делиться с друзьями».
Воспитатель: Вспомним историю про жадного пса.
Физкультминутка «Жадный пес» (имитация движений).
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил
Пирогов напек, в уголочке сел
И сам все съел.
Воспитатель: Хотели бы вы иметь такого жадного друга? С жадинами никто
не дружит. Но все ли должно быть общим?
Игра «Мое – общее».
(По профессиям. На столе лежит машина (моя, кастрюля (общ., кукла (моя,
кубики (общ., ножницы (общ., молоток (мой, стетоскоп (общ.).
3 карточка «Надо замечать в других людях хорошее».
Воспитатель: Объясним это правило с помощью сказочных героев.
Вспомните и назовите лучшие качества сказочных героев и тогда они смогут
вернуться в свой волшебный домик. Пожалуйста, кто первый.
Детская игра «Волшебный домик».
«Приключение Буратино» Алексей Толстой:
- Мальвина – аккуратная, умная; Буратино – доверчивый, любопытный.
«Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен:
- Герда – храбрая, смелая, бесстрашная, добрая; Кай – злой, бесстрашный,
холодный.
«Бременские музыканты» Братья Гримм:
- Принцесса – капризная, веселая; Трубадур – жизнерадостный, находчивый.
«Золушка» Шарль Перо:
- Золушка – трудолюбивая, застенчивая; принц – горячий, влюбленный.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» :
- Аленушка – ласковая, красивая; Иванушка – глупый, смелый.
4 карточка «Надо дружно играть вместе».
Воспитатель: Иногда мальчики и девочки не могут играть вместе, потому что
мальчику не нравятся игрушки девочки, а девочке – игрушки мальчика.
Давайте раскрасим игрушки, которые понравятся им обоим.
Звучит песня «Кота Леопольда».
Игра «Игрушки для мальчиков и девочек».
(Сумочки, самолетики, кораблики).
Воспитатель: Мы их положим в волшебную коробку и отправим в нашу
сказку. Слова: Кручу, верчу, отправить хочу!
Физ. минутка:
Мы за руки возьмемся.
Друг другу улыбнемся
Вот так, вот так.
Мы не будем ссориться,
Будем мы дружить,
Ручками своими
Всех друзей любить.
(Дети берутся за руки и качают или поворачиваются друг к другу, поклон
вправо, влево и улыбнуться. Грозят указательным пальцем. Жмут руки над
головой. «Фонарики» крутят перед собой. Гладят по голове.)
Воспитатель: А теперь давайте проверим, как наши мальчики и девочки
умеют не только играть вмести, но и выполнять сложные задания.
Песня «О дружбе».
Игра «Собери слова».
Доброта.
Любовь.
Дружба.
(3 обруча, в каждом по три слова, т. е. буквы этого слова.)
Воспитатель: Дорогие гости, какие слова получились? Ребята, вы справились
с заданиями. Подружили мальчиков и девочек. Они получили ваши подарки
и сказали вам спасибо. Дети помирились и теперь опять вместе. А
объединила их дружба, любовь и доброта.
Воспитатель: А что такое дружба?
Ребенок: Это добрые, надежные и доверительные отношения.
Воспитатель: Бывают другие отношения, плохие, злые. Они называются
вражда. В нашей группе вражды быть не может, потому что правит доброта.
А что такое доброта?
Ребенок: Доброта – это ласковое, участливое, заботливое отношение к
людям.
Воспитатель: А сейчас сделаем фотографии на память! Внимание!
Фотография. А пока фотографии печатаются, ответьте мне ребята, о чем мы
сегодня говорили?
Ответы детей.
Раздать фотографии.
Итог занятия.
Список литературы:
1) Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся понимать друг друга – М. : Библиотека Ильи Резника, Олма-Пресс, 2001.
2) Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.
3) Серия «Беседы по картинкам» (Уроки доброты, чувства, эмоции).
4) Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки – М. : Генезис, 2006.
5) Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6) Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении – М. : ТЦ Сфера, 2015.
7) Шорыгина Т. А. Добрые сказки, Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели – М. : ТЦ Сфера, 2015.