Анастасия Кудлаева
Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе
Тема «Звук А»
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.
Публикация «Комплекс фронтальных занятий по логопедии „Гласные звуки и буквы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, рабочие тетради, контейнер с карандашами, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики, погремушка.
Ход занятия
1. Оргмомент. Упражнение «Откуда раздался звук?»
Дети закрывают глаза. Логопед звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство со звуком [А].
Логопед предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.
Логопед : Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?
Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [А] : Когда мы произносим звук [А], то:
- губки в спокойном состоянии;
- ротик широко открыт;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).
После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
4. Характеристика звука [А].
Логопед рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.
Логопед знакомит детей с символом звука [А] : девочка укачивает куклу и поет ей: ААА.
5. Фонетические упражнения.
а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:
— девочка укачивает куклу: аааааааа.
б) произнести вслед за логопедом отрывисто :
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А.
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.
6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А]».
Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А] :
а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а.
7. Упражнение «4-й лишний» :
Логопед просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]) : Апельсин, артист, суп, астроном.
8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Логопед читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.
Он большой, как мяч футбольный, Руки — полукругом перед собой.
Если спелый — все довольны. Поглаживают правой рукой животики. Так приятен он на вкус,
И зовут его —. (арбуз)
9. Физминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
10. Упражнение «Внимательные ушки» :
Логопед читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].
— Что везешь, Автомашина? При перечислении фруктов дети пра-
— Все, что есть на букву А : вой рукой последовательно загибают
Вот арбузы, апельсины, пальчики левой руки.
Абрикосы и айва.
12. Работа в тетради.
Дети рисуют в антенну в тетрадях.
13. Итог занятия.
Тема «Звук У»
Цель: знакомство со звуком [у], с буквой «у».
Коррекционно-развивающие задачи:
-научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку;
-познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
-научить детей четко произносить звук [у];
-познакомить с понятием «гласный звук»;
-учить выделять ударный гласный звук в словах и слогах
1. Знакомство со звуком [у]
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улитка, удочка.
При этом педагог громко и четко называет их, выделяет голосом первый звук [у] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук слышится в этих словах?»
Дети перед зеркалом вместе с педагогом показывают артикуляцию звука [у] :
губки вытянуты вперед трубочкой;
зубки не смыкаются;
горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке).
2. Характеристика звука [У].
Логопед рассказывает детям о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.
Логопед знакомит детей с символом звука [У] : волк воет на луну:
УУУУ.
3. Фонетические упражнения.
а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу…
б) произнести вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ.
— поезд удаляется: УУУУууууу.
4. Арти. гимнаст.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке : у-у-у.
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
5. Сливание АУ –УА.
6. Игра «АУ».
7. Работа в рабочей тетради (по программе).
8. Дидактическое упражнение.
«Поймай звук». Педагог произносит разные звуки и слова. Как только дети услышат звук [у] или слово со звуком [у], нужно хлопнуть в ладоши. (Узнавание звука [у] из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам) :
- А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.
- Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.
9. Итог занятия.
Тема «Звук Э»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-знакомство со звуком и буквой Э;
-выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;
-анализ ряда гласных типа ЭУА;
-чтение ряда гласных;
-образование множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие:
-правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;
-расширение словарного запаса по теме «Осень»;
-употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.
Ход ООД
1. Орг. момент
-Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У,
или сейчас встанет тот, у кого имя начинается на звук А,И.
2. Повторение
-что такое звук?
-какие звуки мы знаем?
-какие это звуки? Почему?
Д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)
-как догадались?
-Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ
3. Знакомство со звуком [Э]
-Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.
-Какой звук я сказала?
-Произнесите этот звук хором, по одному.
-Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?
4. Этот звук есть в словах :
Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»
Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия
Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод
Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи
Д/игра «Эхо»
1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.
А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…
5. Подобрать слова-действия:
ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…
деревья: растут, качаются, желтеют…
листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…
6. Работа в тетради (по программе).
7. Арти. гимнастика.
8. Итог занятий.
Тема. «Звук и буква И».
Цель: Знакомство со звуком и буквой И.
Задачи: уточнить артикуляцию звука [И]; познакомить детей с буквой И; учить соотносить звук и букву; учить выделять звук [И] в начале слова в ударной позиции; учить анализировать звуковой ряд из двух и трёх элементов, развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, к нам пришёл сегодня герой, из леса, он только проснулся, а голос его еще спит, давайте поможем разбудить его голосок. Голосок просыпается (дети произносят звук [И], поднимаем руки вверх, произносим звук высоко, на уровне груди – пониже, опускаем руки вниз – низко).
Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: И.
Какой звук мы слышим?
Дети произносят звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Анализ артикуляции звука [И].
- губки в «улыбке»;
- зубки сближены, но не сомкнуты;
- язычок лежит на дне ротика, его края касаются коренных зубов;
- горлышко «работает».
- Когда вы произносите звук [и], мешает ему что-нибудь в ротике? (Нет)
- Значит звук [и], какой? (Гласный)
- Каким значком мы обозначаем звук? (Квадратиком)
- А какого цвета будет квадратик, если звук гласный? (Красного цвета)
- Давайте вспомним наше правило про звуки - звуки мы слышим и произносим.
Развитие артикуляционной моторики: закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Окошко», «Лопаточка», «Качели», «Толстячок», «Худышка».
Сказка «Звери в лесу» (арттикл.)
С какими звуками мы уже познакомились?
(А,У)
Давайте поиграем, я буду произносить гласные звуки, как услышите, поднимите красные квадраты вверх.
- Выделение звука из ряда гласных : у и о п а и м к а п о а, и.
- Выделение звука из ряда слогов : он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут.
Фонетическое упражнение.
Произносим протяжно звук [И], сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить всё тише и тише.
Работа в раб. тетради Крупенчук О. О, звук и буква «И».
Игра «Суд- жок».
Работа в тетради - Воробьева – звуковые дорожки.
Игра «Чья, чей»
Подведение итогов.