Получи документы

Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе

Анастасия Кудлаева
Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе

Тема «Звук А»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей со звуком [А], научить четко произносить звук [А], запомнить его артикуляцию, учить слышать его и выделять из ряда других звуков, учить определять направление звука в пространстве, учить выделять звук [А] в ударной позиции в начале слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Публикация «Комплекс фронтальных занятий по логопедии „Гласные звуки и буквы“ в старшей группе» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки, в названии которых есть изучаемый звук, рабочие тетради, контейнер с карандашами, зеркало на каждого ребенка, символы звуков (квадратики, погремушка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Упражнение «Откуда раздался звук

Дети закрывают глаза. Логопед звенит погремушкой, а дети должны рукой указать, откуда слышен звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство со звуком [А].

Логопед предлагает детям прослушать ряд слов, при этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах.

Логопед : Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

Логопед показывает детям и объясняет артикуляцию звука [А] : Когда мы произносим звук [А], то:

- губки в спокойном состоянии;

- ротик широко открыт;

- язычок спокойно лежит во рту;

- горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок руки детей лежат на горлышке).

После показа и объяснения логопеда дети правильно произносят звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

4. Характеристика звука [А].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [А] гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду). Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.

Логопед знакомит детей с символом звука [А] : девочка укачивает куклу и поет ей: ААА.

5. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

девочка укачивает куклу: аааааааа.

б) произнести вслед за логопедом отрывисто :

— что просит сказать врач, когда осматривает горло? – А-А-А.

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

6. Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [А]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [А] :

а, у, о, а, а, п, а к, в, а, а.

7. Упражнение «4-й лишний» :

Логопед просит детей назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]) : Апельсин, артист, суп, астроном.

8. Игра «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Логопед читает детям стихотворение и просит их договорить последнее слово в нем, а затем назвать первый звук в этом слове. Дети выполняют соответствующие движения.

Он большой, как мяч футбольный, Руки — полукругом перед собой.

Если спелый — все довольны. Поглаживают правой рукой животики. Так приятен он на вкус,

И зовут его —. (арбуз)

9. Физминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

10. Упражнение «Внимательные ушки» :

Логопед читает стихотворение и просит детей ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

— Что везешь, Автомашина? При перечислении фруктов дети пра-

— Все, что есть на букву А : вой рукой последовательно загибают

Вот арбузы, апельсины, пальчики левой руки.

Абрикосы и айва.

12. Работа в тетради.

Дети рисуют в антенну в тетрадях.

13. Итог занятия.

Тема «Звук У»

Цель: знакомство со звуком [у], с буквой «у».

Коррекционно-развивающие задачи:

-научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку;

-познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию;

-научить детей четко произносить звук [у];

-познакомить с понятием «гласный звук»;

-учить выделять ударный гласный звук в словах и слогах

1. Знакомство со звуком [у]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улитка, удочка.

При этом педагог громко и четко называет их, выделяет голосом первый звук [у] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук слышится в этих словах?»

Дети перед зеркалом вместе с педагогом показывают артикуляцию звука [у] :

губки вытянуты вперед трубочкой;

зубки не смыкаются;

горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке).

2. Характеристика звука [У].

Логопед рассказывает детям о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный квадратик.

Логопед знакомит детей с символом звука [У] : волк воет на луну:

УУУУ.

3. Фонетические упражнения.

а) произнести вслед за логопедом на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу.

поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за логопедом с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ.

поезд удаляется: УУУУууууу.

4. Арти. гимнаст.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке : у-у-у.

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

5. Сливание АУ –УА.

6. Игра «АУ».

7. Работа в рабочей тетради (по программе).

8. Дидактическое упражнение.

«Поймай звук». Педагог произносит разные звуки и слова. Как только дети услышат звук [у] или слово со звуком [у], нужно хлопнуть в ладоши. (Узнавание звука [у] из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам) :

- А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.

- Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.

9. Итог занятия.

Тема «Звук Э»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-знакомство со звуком и буквой Э;

-выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;

-анализ ряда гласных типа ЭУА;

-чтение ряда гласных;

-образование множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

-правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;

-расширение словарного запаса по теме «Осень»;

-употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.

Ход ООД

1. Орг. момент

-Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У,

или сейчас встанет тот, у кого имя начинается на звук А,И.

2. Повторение

-что такое звук?

-какие звуки мы знаем?

-какие это звуки? Почему?

Д/игра «Какой звук я хочу сказать (беззвучная артикуляция)

-как догадались?

-Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ

3. Знакомство со звуком [Э]

-Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.

-Какой звук я сказала?

-Произнесите этот звук хором, по одному.

-Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?

4. Этот звук есть в словах :

Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»

Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия

Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод

Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи

Д/игра «Эхо»

1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.

А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…

5. Подобрать слова-действия:

ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…

деревья: растут, качаются, желтеют…

листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…

6. Работа в тетради (по программе).

7. Арти. гимнастика.

8. Итог занятий.

Тема. «Звук и буква И».

Цель: Знакомство со звуком и буквой И.

Задачи: уточнить артикуляцию звука [И]; познакомить детей с буквой И; учить соотносить звук и букву; учить выделять звук [И] в начале слова в ударной позиции; учить анализировать звуковой ряд из двух и трёх элементов, развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, к нам пришёл сегодня герой, из леса, он только проснулся, а голос его еще спит, давайте поможем разбудить его голосок. Голосок просыпается (дети произносят звук [И], поднимаем руки вверх, произносим звук высоко, на уровне груди – пониже, опускаем руки вниз – низко).

Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: И.

Какой звук мы слышим?

Дети произносят звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Анализ артикуляции звука [И].

- губки в «улыбке»;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок лежит на дне ротика, его края касаются коренных зубов;

- горлышко «работает».

- Когда вы произносите звук [и], мешает ему что-нибудь в ротике? (Нет)

- Значит звук [и], какой? (Гласный)

- Каким значком мы обозначаем звук? (Квадратиком)

- А какого цвета будет квадратик, если звук гласный? (Красного цвета)

- Давайте вспомним наше правило про звуки - звуки мы слышим и произносим.

Развитие артикуляционной моторики: закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Окошко», «Лопаточка», «Качели», «Толстячок», «Худышка».

Сказка «Звери в лесу» (арттикл.)

С какими звуками мы уже познакомились?

(А,У)

Давайте поиграем, я буду произносить гласные звуки, как услышите, поднимите красные квадраты вверх.

- Выделение звука из ряда гласных : у и о п а и м к а п о а, и.

- Выделение звука из ряда слогов : он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут.

Фонетическое упражнение.

Произносим протяжно звук [И], сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить всё тише и тише.

Работа в раб. тетради Крупенчук О. О, звук и буква «И».

Игра «Суд- жок».

Работа в тетради - Воробьева – звуковые дорожки.

Игра «Чья, чей»

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект занятия «Гласные звуки и сопряженные движения» Гласные звуки. Цели: - закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [э], [о], [у]; [и; [ы]; - закрепить зрительные образы символов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Мастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки»Мастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки» Авторы: Медведева Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Чернявская Надежда Федоровна Дидактическая книжка из фетра "Гласные буквы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс фронтальных занятий по логопедии «Гласные звуки и буквы» в старшей группе
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 19:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД