Калугина Светлана Ивановна
Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у младших школьников», 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Предложенная программа включает комплекс психолого-педагогических техник прямого и опосредованного воздействия, обеспечивает развитие эмоциональной стабильности и стрессоустойчивости детей и положительно влияет на формирование благоприятных отношений в детском коллективе.
Содержание занятий предусматривает возможность проведения их как специалистом-психологом, так и педагогом - учителем начальных классов.
Публикация «Модифицированная коррекционно-развивающая программа „Коррекция тревожности у младших школьников“, 1 часть» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Программа ориентирована на групповые формы работы, как более эффективные и экономичные, однако при необходимости она может быть дополнена различными видами индивидуальной психологической помощи детям и их родителям.
. Главное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности и формирования навыков социального поведения младших школьников. В ходе работы важно создать положительный микроклимат в группе, обеспечить групповую динамику и взаимодействие между детьми и руководителем группы.
При этом следует помнить, что развивающий эффект должен быть достигнут не за счет увеличения психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждой из комплексных упражнений, отобранных для занятия. Так, например, упражнение, направленное на коррекцию ужасов может одновременно способствовать формированию навыков общения, сплочению группы, создавать условия для самопознания и тому подобное. Отдельные упражнения могут использоваться многократно, с усложнениями, передачей функции ведущего от взрослого к детям, различными вариациями. Если упражнение полностью отработана, но очень нравится детям, ее нужно включать в работу группы до тех пор, пока желание ее выполнять сохраняется.
цель: снижение у детей младшего школьного возраста уровня школьной тревожности и агрессивности до состояния нормы с контролем результата и закреплением положительного эффекта до конца коррекционной программы и через 6 месяцев.
задачи:
1. Снижение тревожности и скованности школьников.
2. Формирование у учащихся веры в свои силы и возможности.
3. Расширение возможностей школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков для повышения результативности школьной деятельности, снижение уровня тревожности
4. Формирование адекватной самооценки.
5. Стимулирование построения благоприятных взаимоотношений в группе
6. Приобретение на закрепление младшими школьниками навыков позитивной вербальной и невербальной коммуникации
Программа предусматривает 20 занятий, продолжительностью каждое 35-50 минут.
Форма работы - групповая. В группе - до 8 человек.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-9 лет
I Диагностический этап
цель:диагностика уровня тревожности младших школьников; выявление параметров, требующих коррекции формирование общей программы психокоррекции.
Коррекционная работа проводится с младшими школьниками для снижения уровня тревожности и лучшей их адаптации к школьной жизни. Работу на базе школы желательно проводить отдельно по разным параллелями учеников. Данный этап предполагает индивидуальные занятия с детьми которые проводит психолог.
занятие 1
цель: знакомство с классом и проведению тестирования на выявление подростков с повышенным уровнем школьной тревожности.
Ход занятия: для достижения цели используется методика диагностики уровня школьной тревожности «Шкала явной тревожности СМAS» (адаптация А. М. Прихожан) На этом занятии также целесообразно провести социометрическое исследования
занятие 2
цель: индивидуальное знакомство с учениками, уровень школьной тревожности которых выше нормы. Занятия предусматривает завоевание доверия школьника, устранение скованности в общении и боязни говорить о себе.
Ход занятия: 1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Доркы, В. Амен)
2. Методика «Несуществующее животное»
занятия 3
цель: Обменяться положительной информацией, провести тренировку концентрации на себе и на других.
Ход занятия:
1. Графическая методика «Кактус»
2. Упражнение «Составим историю»
Ход игры: Ведущий «Начинаем историю:«Жили-были.»», что следует участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляетсюжетистории, оттачивает его, делает более осмысленным, и игра продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно было выполнять задания, следить за ходом произведения истории.
3. Упражнение «Волшебное слово»
Ход игры: Ведущий напоминает участникам о важности некоторых «волшебных слов» и выражений типа: спасибо, пожалуйста, Будьте любезны, вы так любезны, вы такойзамечательный. Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те «волшебные слова», которые они вспомнили. Время 4-5 минут.
занятие 4
Данное занятие заключительное на этапе диагностики.
Проводится беседа, цель которой - подготовить школьника психологически к работе в группе, успокоить его волнение, придать уверенности в себе и веры в то, что групповые занятия помогут преодолеть трудности понимания, общения, неуверенности, побороть тревогу и страх.
II. Коррекционный этап.
занятие 5
цель: Знакомство, развитие навыков невербального взаимодействия, эмоциональной чувствительности, эмпатии.
Сообщение общей цели работы группы.
Дети садятся в круг. Руководитель сообщает детям, что они будут встречаться вместе на специальных занятиях. Эти занятия не будут похожи на уроки. На них можно играть, рисовать, а главное - поделиться своими радостями и проблемами, получить добрый совет, помощь или поддержку, научиться лучше понимать себя и других, узнать о себе и других много нового и полезного.
Правила группового взаимодействия.
Для успешной деятельности тренинговой группы целесообразно разработать и освоить правила группового взаимодействия. Для детей их не должно быть слишком много. Главными могут быть следующие:
• Говорить коротко, конкретно и только о том, что думаешь или чувствуешь сам.
• Слушать товарищей внимательно, не перебивая.
• Критиковать не человека, а конкретный поступок.
• Критиковать только в доброжелательной форме, желательно, чтобы критика сопровождалась конкретным советом и уверенностью в возможности исправления недостатков или ошибок.
Игра «Знакомство»
Каждому участнику предлагается выбрать себе любое имя, которым он хотел бы, чтобы его называли другие. Эта процедура имеет диагностический смысл, она обнаруживает желаемый объект идентификации ребенка. Чаще всего младшие школьники обреют имена девочек и мальчиков, иногда не те, которыми называют их самих. Выбор не своего имени может быть признаком неприятие себя. Так может проявляться чувство собственного неблагополучия у ребенка. На первом занятии не следует проявлять, почему ребенок назвала себя по другому, чтобы не оттолкнуть ее. Сделать это можно позже, у дети адаптируются к новой форме работы и почувствуют доверие к руководителю группы. Повторив поочередно (по кругу) свое имя, дети придумывают и рисуют его символ-образ, например в виде пиктограммы. Этот символ дети рисуют на обложке собственного дневника, как бы подписывая его. После этого предлагается игра «Гости»,
Игра «Гости».
Руководитель группы сообщает детям, что для того, чтобы они смогли быстро и хорошо запомнить свои новые имена, они сейчас поиграют в интересную игру. Каждый участник мысленно представляет себе какой-то праздник, которое недавно произошло или произойдет (чаще всего дети представляют свой день рождения). При этом можно предложить детям в течение 1-2 минут закрыть глаза и представить себе этот праздник, снова побывать на нем, почувствовать праздничную атмосферу. После этого детям предлагается внимательно посмотреть друг на друга и по очереди (по кругу) назвать новые имена участников группы, которых они бы пригласили на праздник. Игра социометрическая. Руководитель получает возможность зафиксировать иерархию взаимоотношений детей, статус каждого из них, выявить группу, которая требует статусной коррекции.
Подвижная игра «Море волнуется.».
Знакомая всем детям и взрослым игра была несколько изменена в целях программы. Дети выбирают того, кто поворачивается спиной к другим, и говорит «Море волнуется раз.». После счета «три» дети должны замереть в необычной позе. Руководитель игры подходит по очереди к каждому участнику «включает» его и пытается отгадать кого и в каком состоянии он изобразил. Затем ребенок сам рассказывает, что она хотела изобразить. При этом руководитель обязательно анализирует вместе с группой выразительные невербальные средства передачи задуманного образа (мимика, взгляд, жесты и т. д., обсуждает насколько удачным был их выбор. Во время данной игры дети учатся распознавать и «читать» эмоциональные состояния других людей, адекватно передавать свой. Игра также помогает корректировать нетерпеливость. Следует помнить, что участие во всех упражнениях является добровольным, нельзя заставлять ребенка,
Этюд «Слушаем себя». (Упражнение на ауторелаксации).
Детям предлагается сесть в удобной позе. На 1-2 минуты закрыть глаза, расслабиться, прислушаться к себе, «заглянуть в себя» и подумать: что каждый чувствует, какое у него настроение. В то же время руководитель рисует мелом на доске или прикрепляет плакат с изображениями различных эмоциональных состояний человека: радости, злости, страха, удивления, спокойствия. Дети по очереди рассказывают, не открывая глаз, как они себя чувствуют, который в их настроение. После этого тренер предлагает детям открыть глаза и посмотреть на схематические изображения различных эмоциональных состояний. Вместе с руководителем группы обсуждаются особенности мимической экспрессии лица в каждом случае: положение бровей, уголков рта, глаз. Упражнение позволяет диагностировать эмоциональное самочувствие участников группы, степень принятия ими форм и методов работы. Завершая упражнение,
Упражнение «Шестое чувство».
Это упражнение используется как диагностический метод изучения степени единства группы. Для этого детям предлагается ответить на вопросы, но не от себя, а как бы от всех участников группы, так как, по их мнению, ответила бы большинство. Ответы дети должны молча записывать. Не называя никаких вариантов вслух, иначе игра не состоится, "не будет интересно». Предлагаются вопросы следующего плана: какой у большинства группы любимый день недели? Какая самая любимая пора года? Какое любимое число 2, 3, 4 или 9? Какую геометрическую фигуру выбрала группа: ромб, треугольник, квадрат или круг? Что хотели бы делать участники группы в данный момент? После выполнения первой части задания руководитель вновь зачитывает вопросы и варианты ответов, а каждый ребенок поднимает руку в том случае, если прозвучала его ответ. Проводится экспресс-обработка результатов выполнения задания. Наибольшее количество ответов на данный вопрос считается мнением группы, дети определяют его по количеству поднятых рук. Так, руководитель говорит «понедельник» и считает сколько учеников подняло руки, потом «вторник» и снова подсчитывается количество поднятых рук и т. д. по каждому вопросу. Дети тут же получают информацию о степени развития в них «шестого чувства». Это упражнение повторно проводится на заключительном этапе тренинга для того, чтобы сравнить насколько возросла групповая единство и сплоченность детей. Дети тут же получают информацию о степени развития в них «шестого чувства». Это упражнение повторно проводится на заключительном этапе тренинга для того, чтобы сравнить насколько возросла групповая единство и сплоченность детей. Дети тут же получают информацию о степени развития в них «шестого чувства». Это упражнение повторно проводится на заключительном этапе тренинга для того, чтобы сравнить насколько возросла групповая единство и сплоченность детей.
Рисование на тему «Мой самый счастливый день».
Детям предлагается в течение 2-3 минут вспомнить и нарисовать самый счастливый день в своей жизни. Руководитель группы просит детей вспомнить, что они чувствовали в тот день, чем он запомнился, предлагает «поделиться» своей радостью с другими детьми. Рисование способствует невербальном выражению переживаний, о которых ребенок не всегда может рассказать. Анализ рассказов, цветовых решений, содержания рисунков позволяет в определенной степени диагностировать уровень их притязаний. Доброжелательное обсуждение рисунков, понимание чувств детей, стимулирующая похвала снимает барьеры общения, эмоциональное напряжение детей и создает ощущение «защищенности в группе». По окончании обсуждения рисунков руководитель желает детям, чтобы в их жизни было больше счастливых дней, обращает внимание на то, что часто это зависит от них самих.
Этюд «Радуга» (упражнение на ауторелаксации).
Дети садятся удобно, закрывают глаза и в течение 1-2 минут представляют легкую, прекрасную радугу, игру цветов и себя в спокойном, приятном, расслабленном состоянии. Руководитель настраивает детей на ощущение покоя, расслабленности. По окончании упражнения обсуждается, что почувствовали дети во время работы, кто «видел»-то необычное. Заканчивается занятие тем, что дети встают, потягаються и движениями рук над головой изображают радугу.
Этюд «Улыбка по кругу».
Все берутся за руки и «передают» улыбку по кругу: каждый ребенок возвращается к своему соседу справа или слева и, пожелав то хорошее и приятное, улыбается ему. При этом можно образно «взять улыбку» в ладони и осторожно передавать ее по кругу, из рук в руки. Такая форма прощание может стать традиционным ритуалом за время работы группы. Руководитель интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает на следующую встречу.
занятие 6
Цель: развитие навыков невербального взаимодействия, умение понимать свои эмоции и достигать поставленной цели.
Упражнение «Встреча»
Ученики становятся у два круга: внешнее и внутреннее, лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, поочередно здороваются с каждым участником противоположного круга так, как будто они встретили: вторая; приятеля; ученика из своего класса; ученика с параллельного класса; соседа; врага; хлопчикаабо девочку, который (которая) нравится; учителя; незнакомца; родителей своего одноклассника, маленького ребенка и тому подобное. Тренер периодически меняет задачи.
После завершения упражнения проводится обсуждение на тему: - Какие чувства, эмоции были у тебя, когда приходилось здороваться со сверстником, старше тебя человеком, младшим, незнакомцем? Как менялись твоижесты, движения, эмоциональное состояние? Которые, возможно, были трудности? Как это связанно твоей поведением в жизни?
При обсуждении дается возможность высказываться каждому желающему. Тренер обращает внимание детей на то, что в ризнихжиттевих ситуациях, в общении с разными людьми мы действуем по-ризному. Також необходимо акцентировать внимание учащихся на осознании своих актуальнихвидчуттив по принципу «здесь и теперь». Тренер следит за соблюдением правилнадання обратной связи.
Упражнение помогает учащимся осознать, что наши действия, мимика всегда отражают эмоциональное отношение к собеседнику. Чтобы лучше понимать эмоции собеседника, можно анализировать его жесты и мимику. В свою очередь для того, чтобы быть понятным для других, надо уметь невербально проявлять свои эмоции.
Упражнение «Молекулы
Ученики двигаются в хаотичном порядке, не касаясь друг друга, без какого-либо взаимодействия, представляя себя «молекулами» одного тела, и сосредотачиваясь на своих эмоциях. Тренер дает команду продолжать движение, но обновляет задачи. Ученики должны, встречаясь друг с другом, на короткое время остановиться и, глядя в глаза друг другу, стараться понять: «Что я чувствую?»
Тренер предлагает невербально проявлять определенные эмоции: улыбаться друг другу; сердиться; подозревать; обижаться; хвастаться; бояться; удивляться; завидовать; ненавидеть; жалеть; радоваться тому подобное.
(В любой момент тренер может «превратить» участников на «камень». Это означает, что после того, как тренер сказал: «Камень», участники группы повиннизавмерты на месте, сосредотачиваясь на своих актуальных внутренних ощущениях, эмоциях. После команды тренера: «Движение» участники продолжают двигаться).
Обсуждение, обмен чувствами, впечатлениями:
- Удалось понять свои эмоции?
- Как менялся ваше внутреннее состояние, когда выражали мимикой различные эмоции?
- Что происходило с ощущениями, когда надо было «превратиться в камень»?
- Чувствовали ли вы эмоции другого человека? Что поразило?
- Когда было самое неприятное? Вы можете поделиться своими почуттямииз партнером.
- Как в жизни вы определяете свое отношение к другому человеку?
Во время рефлексии ведущий акцентирует внимание детей на умении осознавать свои актуальные чувства, эмоции. Важно показать учащимся на их собственном опыте, что существует большой спектр эмоций, чувств. Каждый может чувствовать как положительные, так и отрицательные эмоции. Установление баланса между ними помогает человеку лучше адаптироваться в жизни. Дети должны осознать, что можно научиться регулировать свое эмоциональное состояние, в первую очередь, чувство тревоги.
Психологический комментарий.
В общении эмоциональное восприятие собеседника значительно влияет на характер взаимоотношений. Обычно, неприятно ощущать на себе негативные эмоции другого.
Ученики делают вывод: если кто-то проявляет в твой адрес негативные эмоции, то это не значит, что ты плохой, но может означать, что собеседник не удовлетворен твоими действиями (они для него неприятные или непонятные). Если ты сам часто недоволен чужими действиями, то разберись в себе: что тебе неприятно или непонятно? Длительные отрицательные эмоции вредят здоровью и мешают объясниться с собеседником, но не порождают конфликт. Поэтому лучше установить причину недоразумения и искренне выразить свои чувства.
Упражнение «Цель»
Ученики садятся на стулья в круг. Каждый молча выбирает себе «цель» - другой стул, на который бы он хотел пересесть. Затем, с закрытыми глазами все разом начинают двигаться к своей цели. Достичь цели - значит сесть на выбранный стул. Тренер дает следующие задачи: достичь цели с максимально осторожным отношением к окружающим: достичь цели, несмотря на чувства окружающих; достичь цели с достаточным уважением к окружающим и помня о своих потребностях. Если стул-цель занят, то ученик продолжает искать другой свободный стул, и тот, кто уже сидит рядом с пустым стулом, может постучать по нему, помогая найти свободное место. Ведущий в процессе игры просит детей обращать внимание на свои эмоции.
После проведения игры обсуждаются вопросы:
- Какие были ощущения, когда надо было достичь цели с разным отношением окружающим?
- В какой ситуации удалось лучше справиться с задачей? Чем вы руководствовались, когда ставили перед собой цели? Как зминювалосьемоцийне удовольствие от достижения самой легкой и тяжелой цели?
В ходе проведения упражнения тренер следит за организацией безопасного пространства во время передвижения учащихся, поощряет участников помогать друг другу, когда кто-то остался без стула. После обсуждения тренер обращает внимание учащихся на то, что быстрее и эффективнее достичь цель можно тогда, когда в этом стремлении мы достаточно уважаем окружающих и, вместе с этим, помним о своих потребностях.
Упражнение активизирует развитие социального взаимодействия и является проекцией построения реальных взаимоотношений в группе
Психологический комментарий.
Упражнения данного занятия активизируют понимание третьеклассниками собственных чувств и помогают осознать характер своего поведения в фрустрирующих ситуациях.
В завершение занятия можно предложить традиционную упражнение «Улыбка по кругу».
занятие 7
цель: Развитие внимания, умение определять собственное эмоциональное состояние, формирование положительного отношения к школе, навыков общения и поведения в ситуациях эмоционального напряжения.
Подвижная игра «Пожалуйста».
Существует несколько вариантов игры. Ее суть заключается в том, что ведущий подает команды, выполнять которые дети должны, когда они сопровождаются определенным обращением. Для данного занятия можно выбрать слово «пожалуйста». Если это слово не прозвучало, а некоторые дети выполнили команду, то они выбывают из игры. Команды могут быть самыми разнообразными, например: «налево», «направо», «кругом» и другие. Игра развивает внимание детей и помогает им снять напряжение в начале занятия.
Упражнение «Наши эмоции».
Для данного упражнения руководителю нужен набор карточек или плакат с изображением различных эмоциональных состояний человека. При работе с картами предлагается серия заданий:
- назвать эмоциональные состояния, изображенные на карточках;
- разделить лист бумаги на две половины и перерисовать схематические изображения так, чтобы слева расположились эмоциональные состояния, которые детям нравятся, а справа - не нравятся. После выполнения задания дети по очереди называют и объясняют, почему им подобает или не нравятся те или иные эмоциональные состояния.
- определить свое настроение, эмоциональное состояние на данный момент, схематично изобразив его в дневнике, коротко объяснить причину того или иного эмоционального состояния.
Для выполнения этой части задания можно вспомнить этюд «Слушаем себя». При обсуждении различных эмоциональных состояний руководитель обращает внимание на самочувствие детей в группе, констатирует наличие повышенной тревожности у отдельных членов группы.
Упражнение «Нравится - не нравится».
После обсуждения причин того или иного эмоционального состояния детей, руководитель просит участников группы распределить чистый лист бумаги на две половины и записать ответы на вопросы:
- что мне не нравится в школе?
- что мне не нравится дома?
- что мне не нравится вообще в жизни?
Ответы на эти вопросы дети записывают в левой части листа. После этого предлагается серия положительных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа.
- что мне нравится в школе?
- что мне нравится дома?
- что мне нравится вообще в жизни?
Дети по очереди рассказывают сначала о том, что им не нравится, потом, что нравится в школе, дома и в жизни. Важна именно такая последовательность ответов: сначала отрицательные, затем положительные, чтобы показать, что не все в жизни так плохо, есть положительные моменты и хорошие люди. Это упражнение позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с одноклассниками, членами семьи, окружающими, о том какое место и роль определяет для себя ребенок в классе, в семье, как ребенок воспринимает себя среди других.
Упражнение «Продолжи предложение».
При проведении данного упражнения руководитель продолжает сбор информации об участниках группы. Для этого детям предлагается серия проективных вопросов. Учащимся предлагается продолжить предложение первыми, что приходят на ум фантазиями, не раздумывая слишком долго, потому правильных или неправильных ответов нет. На листе бумаги дети записывают продолжение фраз: «Больше всего я боюсь.», «Я злюсь, когда.», «Мне грустно, когда.». По ответам можно оценить способность ребенка к рефлексии собственных переживаний. Ответ «не знаю» может свидетельствовать о недостаточном развитии этой способности, или о высокой значимости проблемы, вызывает ужас.
Упражнение «Дай мне книгу».
Руководитель предлагает детям представить себя в следующей ситуации. Ученик приходит в класс и видит на столе интересную книгу в красивом переплет. Ему очень хочется взять ее, посмотреть рисунки. Он подходит к столу. Но в этот момент книгу берет другой ученик. А книгу посмотреть так хочется! Как быть? Как ее получить? Дети проигрывают ситуацию по очереди, парами. После проигрывания ситуации всеми участниками группы проводится обсуждение вариантов ее решения, и дети совместно с руководителем группы делают вывод о том, что наиболее конструктивной форме достижение результата (получение книги) оказалось вежливую просьбу. Выполнение этой задачи позволяет детям подвигаться, снять усталость и напряжение.
Упражнение «Ступеньки».
Несмотря на образец, подготовленный руководителем на доске, дети рисуют ступени. Руководитель объясняет смысл задачи: представьте себе, что всех учеников вашего класса рассадили на ступеньки, придерживаясь одного условия. На первое место посадили самых старательных, умных детей, которые хорошо учатся, старательно выполняют все задания в школе и дома, на второй строчке расположились ученики, которые тоже хорошо учатся, но иногда бывают невнимательными, допускают ошибки. Как вы думаете какие дети попадут на последнюю, самую низкую ступеньку? А теперь подумайте на какой ступеньке посадили бы вас? А на другой лестнице нарисуйте себя на той ступени, на которой бы вы хотели сидеть, то есть как бы вы хотели учиться. Данные, полученные при выполнении этого упражнения, дают информацию о характере самооценки каждого ученика и уровень его притязаний в области учебной деятельности.
Упражнение «Сбрось усталость».
Дети становятся в свободное круг. Руководитель предлагает им расставить широко ноги, немного согнуть их в коленях, согнуть тело, свободно опустить руки, расправить пальцы, наклонить голову к груди. После этого покачаться в сторону, вперед, назад, а потом резко потрясти головой, ногами, телом. Руководитель при этом говорит, обращаясь к каждому: «Ты сбросил свою усталость? Что еще осталось? Тогда повтори еще раз.»
Этюд «Слушаем себя» (Упражнение на ауторелаксацию).
В течение 1-2 минут дети расслабляются и слушают себя. После чего изображают свое настроение в конце занятия.
Этюд «Улыбка по кругу «- на прощание.