Папки-передвижки

Нормативный проект «Наши правила»

Лариса Шиленко
Нормативный проект «Наши правила»

Использование правил и договорённостей в процессе взаимодействия детей со взрослыми

Важным условием обеспечения психологического комфорта каждому ребенку является предоставление ему возможности свободного выбора видов деятельности, партнеров и игрушек,а также возможности высказывать и отстаивать собственные идеи,мысли и чувства.

Однако в условиях коллективной деятельности важно, чтобы дети понимали и осознавали необходимость согласования собственных действий с действиями других детей и взрослых, которое может достигаться введением правил и договоренностей. При обсуждении этой темы перед нами, воспитателями, встал вопрос: как научить ребёнка не только понимать нормы, но и руководствоваться ими в реальной ситуации.

Публикация «Нормативный проект „Наши правила“» размещена в разделах

При введении правил и договорённостей важно соблюдать следующие рекомендации.

1. Правил и договорённостей не должно быть много. В группе одновременно может действовать не более 1-2 правил.

2. Правила и договорённости желательно формулировать в позитивной форме, избегать слова «нельзя»

3. Правила и договорённости вводятся в группу тогда,когда возникает проблема, которая мешает спокойному и комфортному пребыванию детей. Для этого педагог умело моделирует ситуацию, которая помогает осознать важность введения правила.

4. Правила и договорённости должны быть разумными, логичными, понятными и соответствовать возрастным особенностям детей.

5. Правила должны быть объективными, то есть наглядно обозначены для детей. Так, правила и договорённости принятые совместно, можно нарисовать,написать, наклеить и поместить на видное место в группе в виде плаката, эмблемы, поделки, лозунга.

6. В любых правилах должны быть исключения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.

7. Педагог первым демонстрирует соблюдение правил и договорённостей и эмоционально поддерживает тех детей, которые тоже их соблюдают.

В нашу группу пришли дети каждый со своим опытом общественной жизни. При наблюдении типичных ситуаций поведения детей, происходящих в группе в течение дня, мы выделили три группы детей.

Первая группа детей испытывала большое недоверие к сверстникам и взрослым. Любое слово, взгляд они расценивали как обиду, защищались криком и дракой. Например, во время одевания на прогулку Костя начал рассказывать о том, какой фильм он смотрел. Егор,перебивая, вступил в разговор, переключая внимание на себя. Костя,поняв, что его не слушают,начал громко кричать.

Вторая группа детей – сторонники «справедливости» .Эти дети всегда знали, как себя нужно вести в создавшейся ситуации. Они очень эмоционально обсуждали происходящее, пытались дать совет. Наглядным примером может служить следующая ситуация. Дети построили из строительного материала дом. София, не договорившись с участниками игры, начала переделывать постройку. Настя стала объяснять,что так не поступают. София сломала постройку. Случился конфликт.

Третья группа детей не вступала в конфликты, они переживали конфликты со стороны. Например : на прогулке Катя поссорилась с детьми. Маша наблюдала за происходящим, не вступая в конфликт. Когда Катя предложила Маше встать с ней в пару, девочка отказалась,так как она боится Катю. После наблюдений ситуаций мы сделали выводы, что чаще в конфликтах участвуют одни и те же дети, имеющие личностные проблемы.

Мы поставили перед собой цель: объединить детей, создав коллектив, который жил бы по единым правилам.

Для достижения цели нужно было научить детей выходить из конфликтной ситуации, не ущемляя ни себя, ни других. Решено было найти общие дела, интересы, которые бы помогли нам объединить и сплотить детей.

Так постепенно в группе появились традиции: празднование дней рождения, утро радостных встреч, встречи с интересными людьми, сладкий вечер, минутки доброты. Все это помогло организовать жизнь в группе.

Большое внимание уделяем организации предметно-пространственной среды группы, которая организовывается исходя из интересов и увлечений детей. В группе установились доверительные отношения между детьми и взрослыми. Мы стали воспринимать детей не как объект для воспитания, а как партнёров по совместной деятельности. У нас с детьми появились общие дела, общие проблемы, которые мы решали совместно.

Традиционно считалось,что детям нужен контролёр (воспитатель,ребенку отводилась роль пассивного исполнителя установленных взрослым правил. Мы в своей работе ориентируемся на ребёнка, стремимся развивать в детях самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. Начиная с младшей группы детского сада, постепенно вовлекали детей в разработку правил, помогали им самостоятельно следовать этим правилам и оценивать своё поведение. Принятие детьми правила, которое они разработали сами, создало чувство причастности и ответственности за его соблюдение.

Для установления особо доверительных и эффективных взаимоотношений педагога с детьми, создания ситуации осознанного отношения ребёнка к своим поступкам и поступкам своих товарищей, их совместного творчества целесообразно использовать метод составления и обсуждения моральных дилемм (затруднительный нравственный выбор между двумя способами выхода из проблемной ситуации). Составление моральных дилемм объединяет детей и взрослых стремлением к совместному творчеству, коллективному переживанию. Они помогают развивать у детей терпимость, готовность принять разные нравственные позиции, проектировать собственное позитивное поведение.

Например, дети часто обзывали друг друга. И мы предложили им обсудить эту проблему. Дети предложили много разных вариантов её решения: наказывать обидчиков, рассказывать родителям, не играть с этими детьми и т. д. Это не помогало. Дети собрались снова, Матвей предложил написать и повесить в группе плакат: "Не обзывай!" Так в группе появилось первое правило, которое было найдено путём совместных поисков. В группе появилась книга правил.

Постепенно книга пополнялась все новыми правилами : «По лестнице можно ходить, но нельзя бегать», «Береги природу» …Дети чётко знали, что можно делать,а что нельзя,и эти знания они получали в ходе собственных поисков. Приведу пример. Дети начали бегать по группе и столкнулись друг с другом. Они собрались и обсудили эту ситуацию. Мы предложили зарисовать выход из создавшейся ситуации. Рисунки были самые разные,но большинство детей пришли к выводу, что бегать нельзя. Дети вновь пришли к запрещающему правилу. Тогда им предложили нарисовать, что можно в группе делать. Дети пришли к выводу, что в группе можно читать, рисовать, лепить, играть в спокойные игры. Так появилось правило :

«Играем в группе в спокойные игры».

Очень часто дети жаловались на то, что их не принимают в игру. Мы предложили им снова самостоятельно найти решение этой проблемы. Как всегда было предложено детьми много разных вариантов: можно вежливо попросить, можно дать свою игрушку… В итоге получилась цепочка действий:

1) зашёл в группу – выбери, во что ты хочешь поиграть;

2) попроси у детей разрешения принять участие в игре;

3) если все роли распределены, предложи свою.

Таким образом, в группе была выработана целая система правил.

Дети постоянно обращаются к книге правил.

Они по - разному усваивают правила. Одни принимают их сразу, и они для них значимы. Другим детям необходимо дополнительно раскрыть смысл правила.

Конфликты и ссоры в группе случаются, но ребята учатся выходить из них более дипломатично. В большинстве случаев ссоры решаются на словестном уровне. Дети уже самостоятельно могут объяснить своё поведение и поведение обидчика.

Правила и договорённости помогают детям подготовиться к взрослой жизни, в которой следовать законам важно и необходимо.

Прикреплённые файлы:

normativnyi-proekt_oee2a.ppt | 4158,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «День подснежника: наши поздравления, наши работы, наши цветы»Фотоотчет «День подснежника: наши поздравления, наши работы, наши цветы» Сегодня 19 апреля - День Подснежника. 2017 год объявлен годом экологии. День Подснежника является еще одним экологическим днем, когда мы.

Наши девочки поздравляют наших мальчиков или стенгазета «Наши мальчики-наши защитники»Наши девочки поздравляют наших мальчиков или стенгазета «Наши мальчики-наши защитники» Совсем недавно мы отметили замечательный праздник День Защитников Отечества. Делали подарки папам, дедушкам, дядям и братикам. Но и про.

Проект с дошкольниками старшей группы «Детям знать положено правила дорожные»Проект с дошкольниками старшей группы «Детям знать положено правила дорожные» «Детям знать положено правила дорожные» ОГЛАВЛЕНИЕ Введение в проект • Актуальность • Составные противоречия проекта • Сроки реализации.

Проект «Наши любимые игрушки» Проект «Наши любимые игрушки» (младшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатели Карелина Е. А., Семенюк И. Н.

Проект о доброте «Наши добрые ладошки»Проект о доброте «Наши добрые ладошки» Проект «Наши добрые ладошки» Тип проекта: групповой, краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель – дефектолог,.

Проект «Правила дорожные знать каждому положено» (1 часть)Проект «Правила дорожные знать каждому положено» (1 часть) Автор проекта - Туева Т. Г. 1. ВВЕДЕНИЕ Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно,.

Проект «Правила пожарной безопасности»Проект «Правила пожарной безопасности» Проект "Правила Пожарной Безопасности", для детей средней группы. Цель проекта: напомнить детям о правилах пожарной безопасности. Задачи.

Проект «Птицы-наши друзья»Проект «Птицы-наши друзья» Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаем вашему вниманию проект «Птицы - наши друзья». Зима.

Проект «Птицы-наши друзья» Проект в средней группе " Птицы – наши друзья". Авторы проекта: Сейвач Лилия Евгеньевна, Аллахвердян Жанна Владимировна Вид проекта:.

Экологический проект «Деревья — наши друзья»Экологический проект «Деревья — наши друзья» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Ожидаемый результат: Расширение знаний детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормативный проект «Наши правила»
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 17:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД