Получи документы

Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет»

Людмила Зарубина
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет»

Цель:

Организация эффективной системы работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста умения различать геометрические фигуры.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Научить находить предметы нужной формы в окружающей обстановке.

Публикация «Обобщение педагогического опыта на тему „Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет“» размещена в разделах

3. Развивать умение использовать геометрические фигуры в рисовании, умение «превращать» фигуры в другие предметы складыванием или рисованием.

4. Познакомить с основными видами геометрических фигур, их признаками и особенностями.

5. Предложить родителям некоторые геометрические игры; привлечь их к изготовлению некоторых геометрических игр для работы с детьми дома.

6. Изготовить дидактические игры по геометрии.

Актуальность темы:

Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Из некоторых источников я узнала, что наиболее благоприятный возраст для ознакомления с геометрическими фигурами – 3-4 года. Этот вопрос меня заинтересовал, и я решила попробовать научить детей своей группы различать геометрические фигуры, показать разницу между ними, объяснить их особенности и научить пользоваться знаниями о фигурах.

В 2014-2015 учебном году в мою группу поступили 24 ребенка в возрасте от 2лет 2месяцев до 3 лет. В течение первых четырех месяцев, после прохождения большинством детей периода адаптации к детскому саду, я стала обращать внимание на то, что большая часть детей (17 человек) практически не знают геометрических фигур, а остальные дети знают лишь круг, квадрат и 2 человека – треугольник. Это подтвердила и проведенная мной диагностика в сентябре 2015 года. Количество детей к этому времени составило 21 человек. Диагностика показала, что круг знают 6 детей, квадрат - 5 детей, треугольник - 2 ребенка. Это, соответственно, 28,5%, 24% и 9,5% от общего количества детей. Причем часто дети путаются в названиях фигур или затрудняются ответить, если фигура расположена в непривычном ракурсе. Я посчитала необходимым закрепить и расширить знания детей, показать им важность умения различать фигуры и заложить основы для развития интереса к математике в дальнейшем.

В своей работе использовала различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные.

В 2015-2016 учебном году я решила обратить особое внимание на развитие геометрических представлений детей и умении использовать эти знания в повседневной жизни. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей 3-4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

Волина В «Веселая математика» - Москва1999г., «Математика и дети» - А. Белошинская., «Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова., Прописнова Т. З. «Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе.» - М., 2010, Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2005., Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учеб. для вузов». - М. : Владос, 2004г., Белошистая А. В. «Я считаю и решаю! : Уникальная методика обучения математике. Кн. :2». – Екатеринбург: У-Фактория, 2007., Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет». – М. : Мозаика – Синтез, 2005.

Изучение темы начала с раздела: «Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет в детском саду». В течение сентября я подробно изучила знания детей своей группы по данной теме. В результате я пришла к выводу, что, несмотря на прошедший с поступления детей в ДОУ год, большинство из них знают только круг, квадрат и треугольник.

В октябре я начала работу по развитию геометрических представлений детей в процессе предметно-игровой деятельности. Поэтому большое внимание было уделено созданию предметно-пространственной среды : геометрических фигур, картинок, где все предметы созданы с помощью геометрических фигур, конструкторов, состоящих только из геометрических фигур.

На протяжении ноября – февраля мы с детьми целенаправленно и ненавязчиво знакомились с такими фигурами как прямоугольник, ромб, овал, при этом закрепляя знания об уже известных фигурах. Мы учились определять форму предметов, находить предметы заданной формы, считать углы и стороны и показывать их, находить сходства и различия между фигурами.

Сначала мы познакомились с кругом, так как, по моему мнению, это наиболее легкая для понимания детей фигура. В игровой форме дети узнали, что круг не имеет углов. Я предложила детям найти круглые предметы в обстановке группы, вспомнить, какие предметы имеют круглую форму. Последнее задание вызвало некоторые затруднения, так как не было опоры на наглядность. Но с помощью подсказок-описаний часть детей смогла подобрать подходящие слова. Наибольший интерес вызвало задание «Преврати круг», где дети карандашами дорисовывали кругу элементы, преобразовывая его в другой предмет.

Когда дети хорошо усвоили понятие о круге, я познакомила их с овалом. Мы вместе пришли к выводу, что овал похож на круг, но он сжат с боков. В ходе работы над овалом мы провели игры, аналогичные кругу. Следует отметить, что в дальнейшем все дети четко научились называть и показывать круглые предметы, а овал у некоторых детей вызвал затруднения.

Следующая работа велась с квадратом. Она проходила в той же форме, что и работа над кругом. Мы с детьми выяснили, что у квадрата, в отличие от круга, есть углы и стороны. Дети посчитали, что их по четыре. Нашли квадратные предметы в группе, вспомнили, что еще имеет квадратную форму, преобразовали квадрат с помощью карандашей. Я усложнила задание, предложив детям из множества фигур на листе закрасить сначала круги, а потом квадраты. Задание с кругами не вызвало затруднений, а поиск квадратов среди других четырехугольников показался сложным, особенно если фигура лежала на уголке. Некоторые дети справились с заданием только с моей помощью. В последствии, с этими детьми подобная работа проводилась мною индивидуально.

После изучения круга и квадрата, мы познакомились с треугольником. Мы с детьми пришли к выводу, что у треугольника тоже есть стороны и углы, как у квадрата, но их три, поэтому фигура и носит свое название. Игры по поиску треугольных предметов в окружающей обстановке уже не вызвали больших затруднений. Я связываю это с тем, что подобные игры мы проводили и на прогулке, и во время НОД по развитию речи, познанию, и в других режимных моментах.

Закрепив знания о квадрате, я познакомила детей с прямоугольником. С помощью складывания бумажного квадрата по диагонали дети убедились, что у квадрата все стороны равны. Затем я предложила детям сложить по диагонали прямоугольник (не называя его). Мы сделали вывод, что у этой фигуры не все стороны равны. Так мы познакомились с прямоугольником. Дети согласились, что эта фигура похожа на квадрат, только «он длинный».

Когда понятие основных фигур было усвоено, я показала детям с овал и ромб. Эти фигуры нами не изучались так тщательно, как предыдущие, так как я боялась «перегрузить» и утомить детей. Но следует отметить, что большая часть детей усвоила понятие овала, но ромб запомнили только два человека.

В процессе работы с фигурами мы закрепляли также и знания цветов. Это особенно прослеживалось в таких играх, где из множества фигур нужно закрасить определенным цветом заданную фигуру или зачеркнуть фигуры определенной формы нужного цвета.

Следует отметить, что большой интерес у детей вызвали игры с конструктором из геометрических фигур и изготовление поделок из картонных геометрических фигур. Здесь я предоставляла детям свободу творчества и потом просила рассказать, что сделал ребенок, какие фигуры и какого цвета ребенок использовал. В результате я выяснила, что дети освоили материал и свободно им владеют.

В феврале я провела открытый показ НОД «Теремок», где дети успешно показали свои знания по геометрии. На данном занятии я использовала только круг, квадрат и треугольник. Дети были активны, объяснили различия между фигурами и сходства, пересчитывали стороны и углы фигур. Особенно эмоционально они отнеслись к изготовленным мной из ткани объемным геометрическим фигурам. Эти фигуры остались в нашей группе в дальнейшем.

В марте мной была создана подборка геометрических игр, которые можно проводить с детьми дома. Для родителей я предложила консультацию «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ».

Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.

В результате изучения темы: «Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей. Однако следует помнить, что расширение геометрического опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

Продолжить работу по теме: «Развитие геометрических представлений детей» (согласно возрастной группе);

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.

Выводы:

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

Диагностика.

Проведенная мною в конце апреля 2016 года диагностика показала, что дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях по умению различать геометрические фигуры. Круг знают 21 ребенок (100%, квадрат – 19 детей (90%, треугольник – 17 детей (81%, прямоугольник – 9 детей (42%, овал – 5 детей (24%, ромб могут узнать 10 детей, но только если фигура стоит вертикально на угле. Соответственно, уровень знаний повысился следующим образом: круг – на 71,5 %, квадрат – на 66%, треугольник – на 71,5 % ,прямоугольник – на 42%, ромб – на 47%, овал – на 24%. Мои наблюдения показали, что самым трудным для осознания детьми оказался ромб. Я связываю это с тем, что данная фигура в повседневности встречается реже остальных и я не делала на ней сильного акцента. Но меня порадовало, что некоторые ребята ее запомнили, хотя и часто путаются. Также я заметила, что дети активно используют свои знания в повседневной жизни, с интересом встречают новые задания, исправляют ошибки своих товарищей, стремятся осуществлять самоконтроль.

Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (куб, шар, конус, пирамида).

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие геометрических представлений у детей 3–4 лет»
Опубликовано: 18 января 2021 в 21:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД