МААМ-картинки

«О традициях русского народа». Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие»

Стволова Наталья Юрьевна
«О традициях русского народа». Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие»

ООД в образовательной области «Речевое развитие» по теме: «О традициях русского народа»

Цель:Создание условий для формирования устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

Образовательные :

- Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; расширять и углублять представления о быте наших предков.

Публикация «„О традициях русского народа“, Конспект ООД в образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах

- Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

- Продолжать учить детей активно использовать речевые навыки общения;

- Проводить работу над уточнением значений близких по смыслу слов (сруб, срубали);

Развивающие :

-Развивать любознательность, познавательный интерес, речевую активность.

-Формировать умение строить правильно своивысказывания (в том числе из личного опыта).

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

-Воспитывать любовь к родному языку.

-Формировать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Словарная работа:изба, сруб, светлица, ухват,чугунок,рушник,половик.

Интеграция образовательных областей :

-речевое развитие-активизировать речевую деятельность;

-познавательноеразвитие-расширять представления о явлениях окружающего мира;

-художественно-эстетическое развитие- формирование эстетических чувств;

-социально-коммуникативное развитие- формирование навыка коллективного взаимодействия

-физическое развитие-профилактика переутомления.

Методы и приё мы:

-беседа, обсуждение;

- игровое упражнение;

-дидактическая игра;

-музыкальное сопровождение;прослушивание;

-сюрпризный момент, поощрение;

-индивидуальная помощь;

-напоминания, подсказки.

Организационный момент

Цель:Привлечение внимания детей, создание позитивного настроения.

Задачи:1. Активизировать мыслительную деятельность детей.

2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приё мы:музыкальное сопровождение, прослушивание, вопрос, обсуждение.

Дети: -Здравствуйте! Воспитатель:- Ребята, посмотрите на меня, как я сегодня принарядилась! Платок расписной надела! Такие платки раньше носили русские хозяюшки. И это неспроста, сегодня хотелось бы мне поговорить с вами о том, как жилось в старинные времена на Руси-матушке, о русском гостеприимстве.

-И поздороваюсь с вами, как в старину приветствовали гостей.

Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям, милым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице.

- Вот такими красивыми словами в далёкие времена на Руси встречали гостей.

Основная часть

Цель:Создание условий для формирования устной речи и навыков речевого общения.

Задачи:

-Дать детям знания, почему Русь называли деревянной; расширять и углублять представления о быте наших предков.

-Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

-Продолжать учить детей активно использовать речевые навыки общения;

Методы и приё мы:беседа, обсуждение; игровое упражнение; дидактическая игра; музыкальное сопровождение; напоминания, подсказки, пальчиковая игра.

Ксения: - Их называют гостеприимными.

Макар П. : -Гостеприимство - это когда приходят гости, а мы их принимаем.

Лера: Гостеприимство – это когда очень хорошо, с добром принимают гостей.

Тимофей: - Традиция - это когда из года в год встречают какие-то праздники.

Данил:- У нас в семье отмечают дни рождения.

Нуриза: - И у нас отмечают дни рождения, новый год, пасху

Даша: Масленица, Рождество, Пасха.

Ответы детей.

Дети: - От водички, от водицы

Всё улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветам и птицам.

Дети умываются, солнцу улыбаются.

1. Беседа «О гостеприимстве»

Цель:Формировать представление о гостеприимстве, как о традиции русского народа. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

- Ребята,как называют людей, которые так приветливо принимают гостей?

- Как вы понимаете слово “гостеприимство”?

Гостеприимство – это старинная традиция русского народа. У каждого народа есть свои традиции.

-Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

-Традиция – это не русское слово, оно пришло к нам с латинского языка. И слово традиция обозначает передача чего-то из одного поколения к другому.

-Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Дни рождения, проводы в армию и т. д.)

- А еще есть народные традиции, связанные с празднованием таких событий, как проводы зимы, встречи весны и т. д.

- Какие традиционные русские праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха)

- Да, ребята. Русский народ любит проводить эти традиционные праздники, и поэтому ходят друг к другу в гости. Русские люди очень дружелюбные и гостеприимные.

- Ребята, об этом народ сочинил много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве? И как вы их понимаете?

2. Речевое упр. «Народные пословицы»

Цель:Учить понимать и объяснять смысл народных пословиц.

Гость доволен – хозяин рад.

Для доброго гостя и ворота настежь.

Много гостей – много новостей.

Гостю щей не жалей – погуще налей.

Делай добро и жди добра.

Как аукнется, так и откликнется.

- Как вы понимаете пословицу: «Как аукнется, так и откликнется», какое отношение она имеет к гостеприимству?

- Какая русская народная сказка больше всего по смыслу подходит к этой пословице? («Лиса и журавль»)

- А как вы думаете, чем можно заниматься в гостях?

- А малым ребятам?

3. Физ. минутка «Едим на лошадке»

Цель:Профилактика переутомления.

- Предлагаю поиграть в игру «Едим на лошадке». В такую игру любили играть ребята в стародавние времена. Становитесь в круг, друг за другом, запрягайте лошадей…

Еду, еду на лошадке

Цок, цок, цок.

На лошадке, в красной шапке

Цок, цок, цок.

По ровной дорожке

Цок, цок, цок.

На одной только ножке

Цок, цок, цок.

По кочкам, по кочкам

Цок, цок, цок.

Т-ру-ру-ру (останавливаем лошадку)

- Ой, ребята, что мы видим перед собой? Колодец! Какой глубокий, и вода такая прохладная. Давайте освежимся водичкой, но прежде расскажем потешку водице…

Воспитатель опрыскивает детей водичкой…

- А недалеко дом какой красивый прячется!

- Из чего он сделан? (из дерева)

- Значит какой он? (деревянный)

- А раньше Русь вообще называли деревянной. Как вы думаете, почему? (Не было новых технологий и люди строили всё из дерева)

В Алтайском крае, в городе Барнауле сохранились такие дома…

(Показ слайдов)

- Вы знаете, как называется такой деревянный дом? (Изба, сруб- деревья срубали).

- А вы хотите узнать, как строили дом?

4. Упр. «Строим дом»

Цель:

1. Рубим- срубили брёвна;

2. Теперь берём рубанок- стругаем брёвна (снимаем стружку)

3. Строим стены;

4. Белим стены;

5. Стелим полы, забиваем доски.

Вот наш дом и готов!

- Итак, кто запомнил что мы с вами делали, как строили дом, по порядку?

- А вот перед нами светлица (Это парадная комната в доме)

- Вот мы и пришли, мои ладушки, милости просим, гости дорогие. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Посмотрите, как хорошо в избе- светло, уютно, чисто. И сейчас расскажу про то, как люди жили-поживали на Руси-матушке, про их житьё-бытьё.

- Ребята, посмотрите, что вам уже здесь известно, из того что видите? (печка русская, самовар, стол, скамейка, ухват, чугунок- в нём варили щи, да кашу; рушник, половик).

- Русская печь- самое главное в избе (согревала дом, готовили пищу, на печи сушили грибы, ягоды; а если дождик- на печи сушили одежду; на печи можно было спать).

- Весь быт был завязан вокруг печи. И в старину про печь говорили так:

-Ой ты, печка сударыня,

Помоги нам,барыня,

Освети, полечи, и спаси,

В дом богатство принеси!

- А в каких русских народных сказках встречается у нас печка?

(«По щучьему велению», «Колобок», «Гуси-лебеди»)

- А сейчас давайте вспомним и проговорим чистоговорки. Я начну, а вы закончите:

- Шок, шок, шок,

Испекла я пирожок.

-Чи-чи- чи,

Уж баранки на печи.

-Ки-ки- ки,

Испекли мы крендельки.

- Пироги, баранки, крендельки- всё это было излюбленным угощением, особенно для малых ребят. Когда хозяюшка лепила из теста эти угощения, то и малые ребята ей помогали, так они учились этому ремеслу. Я вам предлагаю сегодня побыть в роли хозяюшки и слепить аппетитные крендельки. Но для начала вспомним как хозяюшка замешивала тесто.

5. Физ. минутка «Замесим тесто»

Цель: Профилактика переутомления.

- Ой, ладушки- ладушки.

Мы печём оладушки (хлопки ладонями)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитируют помешивание теста по кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол (присели)

Тесто убежало

Начинай сначала. (лёгкий бег на месте)

- Присаживайтесь, ребята (осанка, посадка, мы будем лепить крендельки из солёного теста. Посмотрите внимательно как выглядят крендельки.

Заключительная часть

Цель:Подведение итогов совместной образовательной деятельности.

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение друг к другу.

2. Желание говорить о своих предпочтениях, интересах.

Методы и приё мы:беседа, сюрпризный момент

- У нас с вами, ребята, получилось путешествие в старину, мы с вами посмотрели как жилось людям на Руси-матушке.

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?

- Вот что я хочу вам сказать:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла РОССИЯ,

От страны какой была.

Умный, сильный народ!

Но приданье старины

Забывать мы не должны!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

«Игры с Тимом и Томом». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе Цель: Продолжать формировать знания по разделу подготовка к обучению грамоте Задачи: Образовательные: Совершенствовать фонематический.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Письмо Деду Морозу» Цель: формировать у детей умение «писать» письма. Задачи: 1. Образовательная область: речевое развитие Формирование связной речи: совершенствовать.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе с ТНР по теме «Насекомые» (с домашним заданием) Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Насекомые». 2. Упражнять в образовании и употреблении.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе детского сада «Заюшкина избушка» Цель: Уточнить и закрепить путем игры-драматизации знание детей о русской народной сказке «Заюшкина избушка». Воспитывать интерес и любовь.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья»Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья». Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Образовательные:.

Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Образовательная область: «Речевое развитие» Автор: Маслова Наталья Вячеславовна Тема: Повторение сказки «Репка» Цель: Умение слушать и.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«О традициях русского народа». Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие»
Опубликовано: 18 января 2022 в 15:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД