Получи документы

Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»

елена петракова
Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»

Опыт работы

воспитателя МБДОУ детского сада

комбинированного вида №112 «Лисичка»

Петраковой Елены Геннадьевны

по теме «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников».

Публикация «Опыт работы „Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

«Театральное искусство оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей, их нравственное воспитание»,-писал Д. Б. Кабалевский.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе любого театра лежит игра. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Показателем нравственной воспитанности человека является его отношение к окружающим и самому себе. Это отношение выражается в сочувствии, взаимопомощи, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследователи показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. Воспитание нравственных качеств успешно решается средствами театрализованной деятельности.

Принимая участие в театрализованных постановках, дети стремятся не только технически точно передать произведение, но и выражают своё отношение к исполнительскому искусству, причём, делают это с увлечением, испытывают радость от самого процесса, от возможности проявления самостоятельности.

Театрализованная деятельность предполагает работу с художественной литературой: сказками, рассказами, стихами. Они активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Смысл сказок – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите хорошего, простого человека.

Чтобы эффективно использовать театрализованню деятельность в развитии ребёнка как личности, я поставила перед собой цель – вызвать у детей интерес к театрализованным играм и на их основе формировать нравственные качества взаимодействия со сверстниками. Уже первые шаги в этом направлении показали,

как велик интерес детей к этой деятельности, но очень мал запас их знаний и мений. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. расширить представление детей об окружающем мире и театрализованной деятельности;

2. создать в грппе развивающюю среду (различного вида театры; дидактические игры; пособия; атрибуты, декорации для инсценирования; иллюстрации, хрестоматии по детской художественной литературе, ТСО и др.)

3. развивать у детей выразительность, образность речи, творческое воображение;

4. формировать у дошкольников через театрализованные игры нравственные качества; а именно:

воспитание гуманных чувств;

• развивать стремление быть отзывчивым к товарищам, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

• приучать детей правильно оценивать свои поступки и товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических театров.

Свою работу по вышеуказанной теме я начала с изучения методической литературы. Прежде всего, в работе над этой проблемой мне помогла программа и рекомендации Сорокиной Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Я использовала перспективные планы, предложенные автором, этюды и упражнения, репертуар для спектаклей.

Много полезного я узнала из пособия Л. П. Фисюковой «Воспитание сказкой», в котором представлены интересные методы и приёмы, а именно: творческое наследие Дж. Родари и собственные разработки Фесюковой Л. П. Она предлагает смотреть на сказку нетрадиционно. Более подробно я изучила раздел «Воспитание добрых чувств», где конкретно, в каждой сказке указаны те нравственные понятия, которые воспитываются данным произведением. Из рекомендаций Фесюковой Л. П. я использовала в своей работе такие методы и приёмы, как:

• умение правильно задавать вопросы (нравственный урок);

• сочинение новых эпизодов, новых сказок, где нет зла и жестокости;

• придумывание другой концовки (хороший конец сказки);

• внесение непредвиденных ситуаций (как помочь герою) и др.

Особенно меня заинтересовало популярное пособие для педагогов и родителей Б. А. Никитина «Разбудите ребёнка» Из этой книги я использовала художественный материал для инсценировок, стихи, дидактические игры и т. д.

После изучения методической литературы я приступила к выполнению намеченной цели. Прежде всего составила перспективный план работы по организации театрализованной деятельности старших дошкольников

Затем оформила развивающую предметно - пространственную среду. При проектировании её учитывала:

• индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Так, в группе появился уголок драматизации, куда вошли различного вида театры (теневой, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, ширма для показа, атрибуты, иллюстрации и многое другое. Чтобы создать условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком, материалы периодически обновляются. В зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный бросовый материал, костюмы для ряжения и многое другое.

Театрализованные игры проводим в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время, частью занятий по разным видам деятельности, а также как специальные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим или ознакомлению с художественной литературой.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаем :

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• подготовку и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные);

• упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я проводила беседы, разъяснения, консультации на тему «Влияние театрализованной деятельности на нравственное воспитание дошкольников». С этой целью в уголке для родителей помещалась информация, типа: «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Домашний театр», «Воспитание сказкой», «Как научить ребёнка правильно общаться со сверстниками?», «Развитие детей через театрализованную деятельность» и др.

Также родителям было предложено участие в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление красивых

костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.

Результаты педагогической диагностики в конце учебного года показали положительную динамику. Выяснилось, что дети лучше представляют себе, что такое добро, зло, дружба, стали проявлять гуманные чувства по отношению к окружающим (отзывчивость, сочувствие).

Более эффективное использование театрализованных игр, при формировании у детей нравственных качеств возможно при выполнении следующих условий:

• единство социально-нравственного и когнитивного развития;

• правильное оформление предметно-развивающей среды;

• постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

• Соблюдение строгой системы планирования.

Успех в работе достигается лишь в результате глубокой преемственности между детским садом и семьёй, от заинтересованности родителей в нравственном воспитании ребёнка.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 8 августа 2020 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД