Лучший педагог года

Опытно-экспериментальная деятельность «Соль и её свойства»

Вера Михавко
Опытно-экспериментальная деятельность «Соль и её свойства»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Соль и её свойства»

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• продолжать знакомить детей с различными веществами, которые встречаются в быту;

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Соль и её свойства“» размещена в разделах

• способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли, её значении в природе, в жизни человека;

• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;

• содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;

активизировать в речи слова: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минерал.

Развивающие:

• развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;

• развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы;

• развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.

• развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

• воспитывать аккуратность, самостоятельность;

• соблюдать правила техники безопасности;

• испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

• формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

• воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 картофелины

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная игра и мотивация.

Игра приветствие «Ладошки»

Поднимите все ладошки и потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!

Загадка

Воспитатель: Без нее ребята, повар, как без рук.

И становится вся пища невкусной вдруг

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы наверно догадались, ну конечно, это …

Подойдите к своим столам, присаживайтесь. Что мы сегодня будем исследовать, как вы думаете? Правильно, мы будем изучать соль и её свойства

Основная часть:

Воспитатель: Сначала я вам расскажу о соли. Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая, там соль называется морская.. Есть каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Дома у каждого из вас есть поваренная соль.. В далёком прошлом соль добывали вручную.. Соль очень высоко ценилась. Солью расплачивались вместо денег. В настоящее время соль добывают с помощью машин. Теперь мы приступим к экспериментам (познакомимся со свойствами соли)

Опыт № 1 : «Внешний вид».

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная) Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой). А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.

Сейчас я попрошу одного из вас помочь мне провести следующий опыт (позывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке картофелина утонула, а у в другой нет). Может эта картофелина волшебная? Предлагаю променять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

Опыт №6. «Соль растапливает лёд»

Перед детьми в миске лежат кусочки льда.

Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь, что происходит (соль начинает трещать). Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и поиграем.

Если услышите продукт, который солят – нужно присесть. Если нет – нужно встать.

Малоподвижная игра «Солят – не солят».

Варенье

Чай

Борщ

Компот

Кисель

Вареная картошка

Мармелад

Шоколад

Котлеты

Винегрет

Мороженое

А теперь посмотрим, что случилось со льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.

Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью. Слайд №9 - Для чего человеку нужна соль. Для приготовления пищи. Для консервирования овощей. Соль используют в народной медицине. Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей) - Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. - Что они делают? (лижут соль). Поэтому такая соль называется лизунец. У нас на Руси есть старинный обычай встречать гостей хлебом –солью.

Рефлексия

Ребята, что вы сегодня исследовали? Что нового узнали?

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги»Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: - вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; - выяснить.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Экспериментальная деятельность «Чудесные свойства магнита»Экспериментальная деятельность «Чудесные свойства магнита» Для организации работы над познавательно-исследовательским проектом "Чудесные свойства магнита" была составлена картотека опытов для детей.

Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка»Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка» Цели: - знакомить детей с основными свойствами сухого и мокрого песка; - подвести к пониманию значения свойств рассеянного и мокрого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность «Соль и её свойства»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 13:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД