Наталья Медецкая
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность экспериментирования в подготовительной группе обусловлена тем, что для развития личности ребенка особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, поисков действия, проявлению творчества.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительных групп» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей среде.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Оборудование и материалы:
2 баночки с водой, платочек, ведерко с водой, большая чашка с водой, деревянные, пластмассовые,железные игрушки,полиэтиленовые пакеты, коктельные трубочки, краски, жидкое мыло, воздушные шарики, влажные салфетки.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой,неживой
природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о
свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход НОД
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Эмоциональный настрой:
Сейчас мы встанем в дружный круг, (все встают в круг)
Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят в исследователей!
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают маленькую лабораторию.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию.
А вы, слышали, кто там работает?
Ребята : Там работают исследователи и учёные
И я буду вашим научным руководителем
Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории?
Не знаете? Давайте спросим ученых. Людмила Евгеньевна, может, вы сообщите детям, что же делают ученые в лаборатории?
Л. Е. : Ученые проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории
Ольга Николаевна, для чего вы проводите опыты и эксперименты?
О. Н. : опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое и удивительное.
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то новое? - Да.
Воспитатель: Только для начала экспериментов, мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории
Внимательно послушайте:
Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
Аккуратно пользоваться приборами для опытов
После каждого опыта делать вывод
Без разрешения запрещается
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте.
Загадка: Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды). Правильно.
Воспитатель: А сейчас уважаемые коллеги мы приступаем к экспериментам.
Опыт №1 «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Ход:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева.
Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из разного материала?
Людмила Евгеньевна, пожалуйста дайте обьяснение
Вывод: Предметы из дерева и из пластмасса не тонут, а железные предметы тонут.
Воспитатель
Физминутка:
Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять.
Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.
Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить её в цветную?
3. Шарик-магнит.
Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги – они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку,и вы узнаете о чем пойдет речь
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Воздух
Опыт4. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял вс место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Уважаемые работники лаборатории, а как еще можно обнаружить воздух?
С помощью трубочки.
Опыт 4. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? (Дети говорят свои мнения).
Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик, а носиком не дышать!
Опыт 5. «Не дышу»
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты
Вывод: Без воздуха человек не может жить
А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра "Бывает - не бывает".
Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят
«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».
•Воздух бывает теплый? (Да).
• Воздух бывает чистый? (да).
• Воздух бывает пушистый? (Нет).
• Воздух бывает легкий? (да).
• Воздух бывает грязный? (да).
• Воздух бывает сердитый? (Нет).
. Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: Умнички.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное?
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам понадобиться для опыта.
Загадка:
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
Дети : Молоко.
Опыт6. : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?
Дети: Очень интересно.
Ребята, вам сегодня понравилось наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам, уважаемые воспитатели?
Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.