Получи документы

Открытое занятие «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе

Зинаида Муравлева
Открытое занятие «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие по теме :

«Звуковая культура речи : дифференциация звуков [л] - [р]»

(старшая группа)

Программное содержание.

Цель. Упражнять детей в различении звуков [л] - [р] в слогах, словах;

учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Открытое занятие „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [Л] — [Р]“ в старшей группе» размещена в разделах

- учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;

- учить слышать звук в слове, определять его позицию;

- упражнять детей в различении звуков [л] - [ р] в слогах, словах;

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р] изолированных, в словах и фразах.

Развивающие:

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов со звуками [л] – [ р];

- развивать память, внимание.

Воспитательные:

- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материалы: кукла, презентация, видео «Артикуляционная гимнастика», картинки с животными, таблицы – схемы для определения позиции звука в слове, карточки - звуки [л] - [р].

Оборудование: ИКТ, папка – передвижка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Дети стоят полукругом.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.

Давайте поприветствуем наших гостей. (Дети здороваются с гостями)

- Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте настроимся на занятие.

Повторим все вместе:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре -

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

2. Постановка цели занятия. Мотивация.

- Ребята, сегодня утром я обнаружила у нас в группе вот эту куклу (воспитатель показывает детям куклу).

Я спросила у неё :

- Как тебя зовут?

- Лала, - ответила она.

- Но такого имени нет. Может быть Лара? И тогда кукла расплакалась. Оказывается, что у неё вместо звука [р] выговаривается похожий на него звук [л]. Я успокоила Ларочку. Из всех звуков звук [р] – самый трудный и коварный. Он не получается у многих ребят, в том числе у некоторых ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук.

Ребята, поможем Ларе и нашим товарищам?

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] - [р] и правильно выговаривать их.

А кукла Лара будет учиться вместе с нами.

3. Артикуляционные упражнения

-А чтобы хорошо выговаривать звуки, разомнём язычок.

Видео «Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели».

- Замечательно, я думаю, что вы сегодня будете хорошо заниматься, и все у вас получится.

4. Основная часть.

1) Сравнение звуков.

- Как зовут нашу гостью (куклу? (Лара)

- Какие согласные звуки вы услышали в ее имени? ([л] - [р])

- Произнесите сначала звук [л], а затем звук [р].

- Чем отличаются эти звуки? (Когда произносим звук [р] язычок наверху дрожит, а когда произносим звук [л] язычок находится наверху, но не дрожит.)

- Верно, при произношении звука [р] широкий передний край языка поднят к небу и вибрирует, а при произношении звука [л], кончик языка прижат к нёбу и неподвижен.

2) Игра «Самолет»

- Давайте поиграем в игру «Самолёт». Заведём мотор самолё та: р-р-р-р-р…

Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

- Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л…

Как гудит самолёт?

Дети: л-л-л…

3)Упражнение на правильное произношение звуков [л] - [р].

- Давайте покажем Ларе, как правильно (т. е. внятно и не торпясь) надо произносить чистоговорки.

Слайд

Ар-ар-ар - кипит наш самовар.

Ор-ор-ор - едет дедушка Егор.

Ур-ур-ур - повесим новый абажур.

Ир-ир-ир - все выпили кефир?

Слайд

Ол-ол-ол – Михаил играл в футбол.

Ол-ол-ол – он забил в ворота гол.

Ал-ал-ал – мяч под ёлку ускакал.

Ил-ил-ил – Павел в школу уходил.

Ыл-ыл-ыл – дома он пенал забыл.

Ул-ул-ул – завалился он за стул.

Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах

Слайд

4) Игра «Услышь и покажи» (определение наличия звука в слогах и словах).

Я буду называть слоги. Если вы услышите звук [р], пустите «рыбку поплавать» (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».

Будьте внимательны!

- Ра, ла, на, ру, са, ло, да, ры, ли, ка, лу, ро.

(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)

Сейчас я буду произносить слова: рыба, лиса, береза, бабочка, рак, львенок, муравьи, горка, листья, весна, самолет.

Физ. минутка (на ковре)

- Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

- Это тоже я могу.

- Вправо-влево разведу

- Это тоже я могу.

- И, как птица полечу.

- Это тоже я могу.

- Головою поверчу.

- Это тоже я могу.

- А потом присяду, встану.

- Это тоже я могу.

- И нисколько не устану.

- Это тоже я могу.

- Я попрыгаю немного.

- Это тоже я могу.

- И пешком пойду в дорогу.

- Это тоже я могу.

- Если надо, побегу.

- Это тоже я могу.

- Все на свете я смогу

5) Дидактическое упражнение «Исправь ошибки»

Цель: упражнять детей в свободном пользовании звуками [р] и [л]. Совершенствовать различение этих звуков.

Ход упражнения:

- Ребята, кукла Лара просит вас помочь исправить ошибки в словах. Поможем Ларе?

Я называю слово с ошибкой, а вы называете слово, исправив ошибку. Будьте внимательны!

Слова: лыба (рыба, колова (корова, ладуга (радуга, ломашка (ромашка, лобот (робот, руна (луна, ропата (лопата, сарат (салат, рандыш (ландыш, ведло (ведро).

6) Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).

- Поиграем в игру, в которой вы мне назовёте слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)

- А теперь назовите мне слова со звуком [л].

7) Игра «Где находится звук» (формировать у детей навык определения положения звука в слове : начало, середина, конец).

- Ребята, этот паровозик отправляется в Ромашково. Давайте поможем пассажирам занять свои места.

(Воспитатель вставляет в прорезь на паровозе звук [р] и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец)

- В 1 – ом вагончике поедут пассажиры, в названии которых звук [р] находится в начале слова; во втором вагончике поедут пассажиры, в названии которых звук [р] находится в середине слова; в 3 – ем – если звук [р] находится в конце слова.

(Дети берут по одной картинке, показывают и называют животного, определяют место звука р в слове и указывают вагончик)

То же самое со звуком л – лев, лиса – 1 вагон; слон, белка – 2 вагон; осел, козел – 3 вагон.

8). Игра «Найди и назови». Слайд

Игра для самых внимательных! Посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь их запомнить (дается 10 секунд). А теперь попробуйте отыскать картинки, которые вы только что запоминали, и правильно назовите их.

Рефлексия.

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

- Какие игры вам понравились больше всего?

- А что показалось вам сложным?

- Кукла Лара благодарит вас за то, что вы научили ее различать и правильно произносить звуки [р] и [л].

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 19:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Муравлева (УИ 1639342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД