Зинаида Муравлева
Открытое занятие «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме :
«Звуковая культура речи : дифференциация звуков [л] - [р]»
(старшая группа)
Программное содержание.
Цель. Упражнять детей в различении звуков [л] - [р] в слогах, словах;
учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие „Звуковая культура речи, Дифференциация звуков [Л] — [Р]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- учить слышать звук в слове, определять его позицию;
- упражнять детей в различении звуков [л] - [ р] в слогах, словах;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р] изолированных, в словах и фразах.
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов со звуками [л] – [ р];
- развивать память, внимание.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы: кукла, презентация, видео «Артикуляционная гимнастика», картинки с животными, таблицы – схемы для определения позиции звука в слове, карточки - звуки [л] - [р].
Оборудование: ИКТ, папка – передвижка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Дети стоят полукругом.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Давайте поприветствуем наших гостей. (Дети здороваются с гостями)
- Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте настроимся на занятие.
Повторим все вместе:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре -
Говорим всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
2. Постановка цели занятия. Мотивация.
- Ребята, сегодня утром я обнаружила у нас в группе вот эту куклу (воспитатель показывает детям куклу).
Я спросила у неё :
- Как тебя зовут?
- Лала, - ответила она.
- Но такого имени нет. Может быть Лара? И тогда кукла расплакалась. Оказывается, что у неё вместо звука [р] выговаривается похожий на него звук [л]. Я успокоила Ларочку. Из всех звуков звук [р] – самый трудный и коварный. Он не получается у многих ребят, в том числе у некоторых ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук.
Ребята, поможем Ларе и нашим товарищам?
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] - [р] и правильно выговаривать их.
А кукла Лара будет учиться вместе с нами.
3. Артикуляционные упражнения
-А чтобы хорошо выговаривать звуки, разомнём язычок.
Видео «Артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели».
- Замечательно, я думаю, что вы сегодня будете хорошо заниматься, и все у вас получится.
4. Основная часть.
1) Сравнение звуков.
- Как зовут нашу гостью (куклу? (Лара)
- Какие согласные звуки вы услышали в ее имени? ([л] - [р])
- Произнесите сначала звук [л], а затем звук [р].
- Чем отличаются эти звуки? (Когда произносим звук [р] язычок наверху дрожит, а когда произносим звук [л] язычок находится наверху, но не дрожит.)
- Верно, при произношении звука [р] широкий передний край языка поднят к небу и вибрирует, а при произношении звука [л], кончик языка прижат к нёбу и неподвижен.
2) Игра «Самолет»
- Давайте поиграем в игру «Самолёт». Заведём мотор самолё та: р-р-р-р-р…
Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.
- Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л…
Как гудит самолёт?
Дети: л-л-л…
3)Упражнение на правильное произношение звуков [л] - [р].
- Давайте покажем Ларе, как правильно (т. е. внятно и не торпясь) надо произносить чистоговорки.
Слайд
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Ор-ор-ор - едет дедушка Егор.
Ур-ур-ур - повесим новый абажур.
Ир-ир-ир - все выпили кефир?
Слайд
Ол-ол-ол – Михаил играл в футбол.
Ол-ол-ол – он забил в ворота гол.
Ал-ал-ал – мяч под ёлку ускакал.
Ил-ил-ил – Павел в школу уходил.
Ыл-ыл-ыл – дома он пенал забыл.
Ул-ул-ул – завалился он за стул.
Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах
Слайд
4) Игра «Услышь и покажи» (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите звук [р], пустите «рыбку поплавать» (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны!
- Ра, ла, на, ру, са, ло, да, ры, ли, ка, лу, ро.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: рыба, лиса, береза, бабочка, рак, львенок, муравьи, горка, листья, весна, самолет.
Физ. минутка (на ковре)
- Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
- Это тоже я могу.
- Вправо-влево разведу
- Это тоже я могу.
- И, как птица полечу.
- Это тоже я могу.
- Головою поверчу.
- Это тоже я могу.
- А потом присяду, встану.
- Это тоже я могу.
- И нисколько не устану.
- Это тоже я могу.
- Я попрыгаю немного.
- Это тоже я могу.
- И пешком пойду в дорогу.
- Это тоже я могу.
- Если надо, побегу.
- Это тоже я могу.
- Все на свете я смогу
5) Дидактическое упражнение «Исправь ошибки»
Цель: упражнять детей в свободном пользовании звуками [р] и [л]. Совершенствовать различение этих звуков.
Ход упражнения:
- Ребята, кукла Лара просит вас помочь исправить ошибки в словах. Поможем Ларе?
Я называю слово с ошибкой, а вы называете слово, исправив ошибку. Будьте внимательны!
Слова: лыба (рыба, колова (корова, ладуга (радуга, ломашка (ромашка, лобот (робот, руна (луна, ропата (лопата, сарат (салат, рандыш (ландыш, ведло (ведро).
6) Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).
- Поиграем в игру, в которой вы мне назовёте слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
- А теперь назовите мне слова со звуком [л].
7) Игра «Где находится звук» (формировать у детей навык определения положения звука в слове : начало, середина, конец).
- Ребята, этот паровозик отправляется в Ромашково. Давайте поможем пассажирам занять свои места.
(Воспитатель вставляет в прорезь на паровозе звук [р] и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец)
- В 1 – ом вагончике поедут пассажиры, в названии которых звук [р] находится в начале слова; во втором вагончике поедут пассажиры, в названии которых звук [р] находится в середине слова; в 3 – ем – если звук [р] находится в конце слова.
(Дети берут по одной картинке, показывают и называют животного, определяют место звука р в слове и указывают вагончик)
То же самое со звуком л – лев, лиса – 1 вагон; слон, белка – 2 вагон; осел, козел – 3 вагон.
8). Игра «Найди и назови». Слайд
Игра для самых внимательных! Посмотрите внимательно на картинки и постарайтесь их запомнить (дается 10 секунд). А теперь попробуйте отыскать картинки, которые вы только что запоминали, и правильно назовите их.
Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
- Какие игры вам понравились больше всего?
- А что показалось вам сложным?
- Кукла Лара благодарит вас за то, что вы научили ее различать и правильно произносить звуки [р] и [л].