МААМ-картинки

План-конспект занятия «Чувашская деревня в старину»

Юлия Осипова
План-конспект занятия «Чувашская деревня в старину»

Цель: Познакомить с новыми линейными образами чувашской женской головной повязки «сурбан».

Задачи:

Образовательные: Учить воссоздавать орнаментальный образ путем передачи чувство ритма в многоярусных композициях.

Развивающие: Развивать способность понимания содержания стилизованного орнаментального образа в чувашском узорном ткачестве на основе восприятия и осмысливания первичных художественных образов, взаимодействующих между собой: линейных и цветовых.

Публикация «План-конспект занятия „Чувашская деревня в старину“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений чувашской декоративно-прикладной деятельности.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята,где живут ваши бабушки и дедушки? В каких домах? А чем отличаются деревенские дома от городских? Как они размещаются?

Воспитатель: Ребята сейчас я хочу рассказать вам как выглядели чувашские деревни в старину.

«Чуваши в далеком прошлом селились в лесах или около них. Это и не удивительно: ведь в прежние времена было обилие леса. Люди расчищали себе из-под него необходимое пространство земли и строились на ней. А еще чуваши селились вдоль рек и глубокиховрагов. Как же выглядели чувашские поселения? Прямых и широких улиц раньше не было. Родоначальник, самый главный человек среди родственников, выбирал понравившееся ему место и огораживал эту площадь как собственный двор высоким дубовым забором из вкопанных вплотную друг к другу бревен или кольев. Как вы думаете, почему? (высказывания детей). Да, чтобы обезопаситьсебя от разбойников.

В середине этого большого открытого двора ставилась изба для родителей. Женатые сыновья также строили свои дома внутри этого обширного двора в кружок около родительского дома. Дома размещались по две избы на четырех сторонах. И таким образом получалось, что улицы располагались кругами. И у всех был один огороженный двор с одними ворогами. В старину, говорится в преданиях, на одном дворе жило по три даже по пять семей, иногда до десяти. К некоторым домам пробраться без расспросов было трудно, так как кроме изб во дворе отдельно стояли сараи, погреба, помещения для скота и другие строения. Легко было заблудиться в таком дворе. Голова закружится, прежде чем выберешься из этого лабиринта.

Такое круговое размещение домов необходимо было чувашам для обороны от врагов. Для защиты от разбойников в домах также были такие маленькие окна, чтобы через них не пролез человек. Дверь изнутри закрывали засовом, а ночью и подпоркой тк длиной от передней стены до задней.

Многие чувашские деревни образовывались из нескольких дворов: от малых (2-3 двора) до больших (25,30,40 дворов - это самая большая деревня). Но чаще всего были средние деревни с 5-10 дворами Огороды располагались в стороне от деревни. Каждый, живущий в доме, занимался своим делом. Мужчины в свободное от хозяйства время плели лапти, короба для хранения продуктов, выдалбливали из дерева ковши и ложки, женщины - ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили, а также то, о чем думали и мечтали».

Воспитатель: А сейчас я покажу вам иллюстрации сурпан. На этом сурпане чувашская народная мастерица выткала узорами красоту родной деревни, в которой жила.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами нарисуем чувашскими узорами картину «Чувашская деревня в старину»

Воспитатель:Рисуем на широкой полосе. Сейчас я вам покажу как рисования «гнезда» домов: сначала нарисовать квадрат, поставленный на угол, затем на каждой его стороне с обоих концов нарисовать линии в виде крючка. Начинаем с левой стороны, потом рисуем на правой стороне и только потом в середине. Потом между ними рисуем горы-треугольники. А на узких полосах мы нарисуем эти узоры (показать картинки с дополнительными узорами). Узоры должны быть одного цвета, не выходить за линии.

Воспитатель: Ребята, а какие цвета мы используем в чувашском орнаменте? Да, правильно это красный, синий, зеленый, желтый, черный.

Воспитатель: Ребята у всех у всех получились красивые рисунки.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дымковская деревня» в старшей группеКонспект занятия «Дымковская деревня» в старшей группе Конспект занятия по «Художественному творчеству» (рисованию) в старшей группе на тему: «Дымковская слобода (деревня)» (коллективная композиция).

Конспект досуга в старшей группе «Как же жили в старину» ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ «КАК ЖЕ ЖИЛИ В СТАРИНУ?» Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа, о его культуре. Задачи:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину» Основная цель в данном направлении: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Город-деревня» Цель: Формировать у детей знания о городе и деревне. Задачи: активизировать имеющие у детей знания о родном городе, познакомить детей с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в старину» Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Путешествие в старину». Воспитатель МКДОУ детского сада комбинированного вида «Рябинка» Якушева.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Волшебная деревня» Цель: Развивать речь детей путем знакомства с русским фольклором. Задачи: Развивающие: Развивать речь, внимание, память, используя различные.

Конспект занятия на тему «Национальная деревня» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре Оренбуржья. Задачи: Образовательные: • расширять представления.

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Чувашская Берегиня» Цель: - повышение профессионального мастерства педагогов в области традиционной чувашской обереговой куклы. Задачи: - познакомиться с историей.

План проект зимних построек «Деревня Неваляшкина» в первой младшей группеПлан проект зимних построек «Деревня Неваляшкина» в первой младшей группе Зимний Городок План проект зимних построек «Деревня Неваляшкина». Первая младшая группа. Цель: создания благоприятных условий для творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия «Чувашская деревня в старину»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 14:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД