Лучший педагог года

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО

Екатерина Сергеевна Васильева
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО

Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно — двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психического, поведенческого спектра.

Публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО» размещена в разделах

На базе нашего ДОУ уже несколько лет успешно функционируют комбинированные группы для детей с нарушениями опорно —двигательного аппарата, которую посещают дети с различными видами двигательных и психических расстройств и их нормально развивающиеся сверстники.

В данных группах особое внимание специалистов, работающих с детьми, уделяется сотрудничеству с семьей, так как у особых детей наблюдается сочетание целого ряда расстройств: двигательных, психических и речевых, с возможными сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. В связи с тем, что и родитель и ребенок страдают от нарушения коммуникативных отношений при дизартрических расстройствах, особенно при анартрии, а так же для максимально успешного решения задач коррекционно-развивающей программы, необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями дошкольника, которому оказывается логопедическая помощь в ДОУ. Наши длительные исследования доказали необходимость включения родителей в процесс коррекционной помощи ребенку в рамках ДОУ с целью формирования у них адекватных способов общения со своим ребенком.

Подобное взаимодействие является важным составляющим процесса преодоления речевых патологий. Особенно важен данный аспект в коррекционном логопедическом процессе, участником которого является ребенок, имеющий отклонения в развитии.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что речевой дефект ребенка, наряду с двигательными расстройствами, сопровождающийся нарушением речи и модуляции голоса, постоянной саливацией, гримасами, сильно травмирует родительскую психику, зачастую приводя к отрицательным изменениям внутрисемейных отношений. Беседа с родителями детей, посещающих комбинированные группы, показала, что нарушения речи, психики и двигательной функции детей зачастую являются причиной не только семейных споров и конфликтов, но и причиной развода родителей, так как осознание того, что ребенок родился с физическими и психическими нарушениями зачастую не просто пугает, но и психологически угнетает родителей и близких ребенка.

В процессе общения с логопедом 88% родителей признались, что ограниченность и искаженность речи зачастую отталкивают от детей с ограниченными возможностями нормально развивающихся сверстников (а иной раз и взрослых, что приводит к острому дефициту общения. 67% родителей переживают эмоциональные и психические стрессы из-за того, что внешние признаки неполноценного развития ребенка, его достаточно часто неадекватное поведение, привлекают внимание окружающих. Все 100% опрошенных нами родителей глубоко обеспокоены речевыми нарушениями детей и готовы к тесному и добросовестному сотрудничеству с логопедом. Основной целью сотрудничества родителей со всеми специалистами, работающими с ребенком, мы считаем проявление интереса у близких малыша к овладению педагогическими методами и приемами для последующего использования их в повседневной жизни.

С целью оптимизации коррекционного процесса, педагогическая поддержка родителей проводится в форме консультирования семьи, бесед, лекций, практических занятий, что позволяет максимально привлечь родителей к участию в процессе коррекции речевых расстройств, сформировать адекватное представление о проблемах ребенка, связанных с наличием речевой патологии.

Важную роль в процессе сотрудничества логопеда с родителями мы отводим открытым занятиям, на которых родитель и педагог являются равноправными партнерами, осуществляющими совместную деятельность и преследующими общую цель. Постепенно родители, которые в течение первых совместных занятий занимали больше пассивную позицию, носящую скорее наблюдательский характер, переходят на позицию активного помощника, партнера по оказанию коррекционно — педагогической поддержки ребенку. На наш взгляд, подобная форма работы позволяет не только расширить знания родителя о речевом нарушении ребенка, но и предоставляет возможность понять, какие сложности испытывает ребенок на занятии, что ему удается, какие результаты достигнуты, в какой форме логопед проводит занятие, как общается с ребенком. Перенося данный опыт и знания, полученные на занятии, родитель старается строить занятия в домашних условиях, опираясь на увиденную модель, что позволит достичь высоких результатов в работе по исправлению речевых патологий ребенка. Привлекая родителей к совместным занятиям, мы даем им возможность испытать радость за успехи дошкольника, а так же повысить воспитательный потенциал семьи.

Особое место в работе логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии, мы отводим консультативной деятельности. В целом, эта форма работы направлена на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможности и перспективы роста и развития ребенка. В течении учебного года тематика консультаций определяется с учетом возникающих потребностей детей и родителей и могут быть как заранее предусмотренные логопедом, так и проводимые по инициативе родителей (на наш взгляд именно последние наиболее ценны и значимы для успешного сотрудничества).

Логопед нацеливает родителей на то, как должны строиться домашние занятия с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание:

- особое внимание уделять обогащению словарного запаса ребенка, развитию связной речи.

-важно спокойное отношение членов семьи к ребенку и его речевому дефекту, недопустимо ругать, наказывать, передразнивать ребенка, высмеивать его речевые недостатки.

-относиться к ребенку следует уважительно.

- обстановка во время занятия в домашних условиях должна быть комфортной и доброжелательной

- предлагаемые задания должны быть доступны для ребенка.

- даже простейшие задания могут вызвать у ребенка затруднения, необходимо реагировать на это спокойно, ни в коем случае не показывая ребенку своего раздражения от его неправильных ответов или высказываний.

- родители могут строить домашние занятия с ребенком в игровой форме, повышая тем самым интерес к процессу развития речевых функций.

- обязательно должен подводиться итог занятия, работа ребенка непременно должна оцениваться положительно.

- важно, чтобы занятия ребенка в семье были систематическими, проводились примерно в одно и то же время.

Опираясь на советы логопеда, приведенные выше, процесс работы родителей по устранению речевых недостатков стал плодотворным и результативным, а также положительным с эмоциональной точки зрения. Опыт взаимодействия с родителями детей, посещающих группу и имеющих отклонения в развитии, показывает, что одним из важнейших параметров в процессе консультативной деятельности является установление контакта на уровне так называемой обратной связи. Так как, на наш взгляд, очень важно, чтобы не только логопед проявлял инициативу, привлекая и приобщая родителей к совместному процессу коррекции речевых нарушений ребенка, но и сами родители и другие члены семьи малыша, понимая, что им сочувствуют, искренне пытаются помочь, оказывая профессиональную поддержку, стремились контактировать со специалистами, занимающимися воспитанием, обучением и развитием ребенка с нарушениями опорно -двигательного аппарата, имеющим психические и речевые расстройства.

Мы уверены, что работа с детьми с ОВЗ должна строиться в тесном сотрудничестве с семьей. Именно в этом случае, как показывает наш опыт работы, коррекционный процесс будет успешным, а родители смогут повысить свой педагогический опыт и стать полноправными, компетентными участниками воспитательно - образовательного процесса, что будет способствовать активизации коррекции и улучшению взаимоотношений с ребенком.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО
Опубликовано: 23 марта 2022 в 10:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД